Римас Туминас представляет текст Грибоедова в такой неожиданной трактовке, что порой спорит с самим Грибоедовым. Текст, являющийся для поколений наших зрителей своего рода «швейцарскими часами», стал не похож сам на себя. Режиссёр словно через микроскоп смотрит на отношения обитателей дома Фамусова, для него важнее всего постичь загадку этих отношений.
Печка-колокольня, возвышающаяся посреди сцены, олицетворяет простоту и в то же время сложность уклада великосветского дома. Поленница в этом доме вряд ли могла бы занимать такое видное место, но дрова для обогрева русской души, этого загадочного феномена, необходимы, вот Фамусов и колет их каждое утро самолично.
Режиссёр подчёркивает, что Чацкий для Фамусова — почти что сын, он его приютил, вырастил, обучил, дал ему дорогу в жизнь. Фамусов не выпячивает это, только раз за всю пьесу горестно вспоминая. Чацкий же, не черкнув ни словечка за годы отсутствия, приезжает без предупреждения и ведёт себя как неродной. Конечно, Фамусов чувствует горечь.
Заложником внутрисемейных отношений оказывается и представительный Молчалин, чей образ здесь тоже истолкован непривычно. Он отвечает Софье взаимностью, чтобы она не обиделась, одновременно стараясь не нарушать табу и заведённые порядки фамусовского дома, где он живёт благодаря милости хозяина. Софья же — не глупышка-пустышка, её страсть — часть её природы, просто героиня очень нежна и зависима от своего чувства.
Фамусов у Грибоедова чванлив, расчётлив и холоден, а в спектакле он предстаёт человеком, ответственным за всех своих домашних, за весь этот сложный домашний мир. Овдовевшему пожилому человеку это даётся не просто, но он нисколько не бахвалится и просто выполняет свой долг перед теми, кто от него зависит.
Спектакль идёт 3 часа.
Отзывы о спектакле «Горе от ума»