Автобиографическая повесть Зофьи Посмыш — это история об узниках и палачах Освенцима. Автор поднимает вопрос о том, могут ли продолжать жить те, кто там побывал. И отвечает: для узников жизнь возможна, но для палачей — нет. В книге соединились общечеловеческая трагедия, история любви, героизм и образ абсолютного зла, что делает её отличным материалом для оперы.
«Пассажирка» Вайнберга — добротное сочинение для большого оперного театра. Композитор использует быстро распознаваемый слушателем классический код: джаз как отражение эпохи и намёк на духовную пустоту, вальс дурного вкуса рисует образ коменданта Освенцима, диссонансы передают беспокойство и мучение, сфорцандо — вскрики, крещендо — эмоциональное нарастание, темы служат характеристикой и напоминанием. Но композитор далеко не тривиален. Там, где автор повести осуждает, он задаётся вопросами, а там, где автор даёт подсказки, композитор заставляет их искать.
Режиссёр Тадеуш Штрасбергер уже работал с екатеринбургской труппой, в 2015 году опера «Сатьяграха» в его постановке участвовала в фестивале «Золотая Маска». Штрасбергер не поборник радикального аналитического подхода, не срывает покровы и не стремится к театральным сенсациям. В операх, у которых ещё не сложилась сценическая история, он надёжно и последовательно знакомит зрителя с произведением. В случае с «Пассажиркой» именно такой подход оказался удачным. Режиссёр, следуя за композитором, рассказывает историю и условно, и дословно.
Отзывы об опере «Пассажирка»