Опера-оратория Стравинского «Царь Эдип» была написана в 1926-27-м годах. Либретто на основе трагедии Софокла создал Жан Кокто. Стравинский изначально выбрал для будущей оперы латынь, а музыку решил вывести на первый план. Поэтому он выбирал такое произведение, которое бы не было мертво, но в то же время отличалось монументальностью. По его замыслу, сюжет не должен был отвлекать от музыки. В итоге выбор пал на Софокла. Получилась двухактная лаконичная опера-оратория в неоклассическом стиле. Это не личностная драма, её персонажи — внеисторические образы-символы. По словам Стравинского, он и Кокто сосредоточили трагедию не на героях, а на роковом финале, который и заключает в себе смысл пьесы.
Одноактная опера Бартока «Замок герцога Синяя Борода» основана на балладе венгерского драматурга Бэлы Балажа и пьесе Мориса Метерлинка «Ариана и Синяя Борода». Опера строится в форме экспрессивного диалога герцога Синей Бороды и влюблённой в него девушки Юдифи. Свободный и гибкий речитатив напоминает народный говор. По сюжету, Юдифь упрашивает герцога отворить семь загадочных дверей в его замке. Одна за другой двери открываются, чем дальше, тем ближе к самой страшной тайне. Аллегорические, сумрачно фантастические картины погружают зрителя в древнюю поэзию, в опере ясно слышны отзвуки старинных трансильванских баллад.
Отзывы об операх «Царь Эдип» и «Замок герцога Синяя Борода»