Период с 1917 по 1937 год был одним из самых непростых в истории страны. Революционные события, гражданская война, голод, эмиграции, коллективизация, Новая экономическая политика, репрессии, подъём народного хозяйства, наращивание промышленного потенциала, электрификация — далеко не всё, что довелось пережить людям в эту эпоху.
В переломные годы творчество Александра Пушкина пользовалось особой популярностью. К нему обращались люди искусства, учащиеся школ и институтов, колхозники, рабочие, матросы и солдаты. Стихи поэта читали даже челюскинцы, находившиеся на дрейфующей льдине! Не обходился без Пушкина и государственный аппарат.
После революции в годы разрухи книги классика издавались немыслимыми тиражами. Береглись и пушкинские места — Тригорское, Михайловское, Святогорский монастырь. Постепенно родился миф о Пушкине — революционере, борце с самодержавием, атеисте. Свободолюбивые строки мастера слова воспринимались как предвестники переворота.
В поэтической среде наряду с образом «нашего» Пушкина существовал образ «моего» Пушкина. О нём писали Марина Цветаева, Серей Есенин, Владимир Маяковский. Пушкинские произведения активно иллюстрировались Кузьмой Петровом-Водкиным, Владимиром Фаворским, Константином Юоном. На театральных сценах ставились «Бахчисарайский фонтан» и «Евгений Онегин». На экраны вышли «Поэт и царь», «Капитанская дочка», «Дубровский». Всей страной отмечались пушкинские юбилеи. Имя поэта давалось улицам, школам и библиотекам. Его портрет можно было встретить повсюду — от ученической тетради до обёртки шоколада.
Выставка, развернувшаяся в залах «Мезонин» Государственного музея Александра Пушкина, рассказывает о пушкинской теме в литературе, живописи, кинематографе, театре и государственной политике 1917–1937 годов. В эту эпоху «официальный» Пушкин попытался, но так и не смог заслонить Пушкина «настоящего».
Отзывы о выставке «Пушкин. 17.37. От революции до юбилея»