Два главных героя английского эстетического движения рубежа XIX–XX столетий сотрудничали только однажды. В 1894 трагедия Оскара Уайльда «Саломея» была издана отдельной книгой, иллюстрации для которой создал Обри Бердслей. Эти изысканные гравюры, а также подготовительные рисунки представлены на выставке. Впрочем, связывала их не только совместная работа. Выбранная Уайльдом, а вслед за ним – Обри Бердслеем роль денди-эстета превратилась в своего рода визитную карточку художественных направлений, связанных с теориями «искусства ради искусства». Главная идея выставки — показать, как творчество двух авторов повлияло на русскую культуру Серебряного века.
Оскара Уайльда и Обри Бердслея российские почитатели открыли для себя в 1890-е в Петербурге, где их творчество оказало существенное влияние на формирование концепции и стиля объединения «Мир искусства». В 1900-е Московские издательства «Скорпион» и «Гриф» опубликовали основные произведения Уайльда. Его тексты вдохновляли Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Александра Блока, Андрея Белого.
На выставке собраны работы русских «бердслеистов»: Константина Сомова и Льва Бакста, Николая Феофилактова и Мисс (Анны Ремизовой-Васильевой), Сергея Лодыгина и Дмитрия Митрохина, а также русские и британские художественные журналы, в которых работали Бердслей, Уайльд и их последователи, книги и автографы Уайльда, фотографии и архивные материалы. Проект о взаимодействии двух культур проводится в рамках Года Великобритании в России.
Смотрите также:
Отзывы о выставке «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России»