Еще в 80–е Ирина Нахова придумала новый художественный прием: преобразовывать в произведения искусства целые помещения. В своей квартире она создала серию «Комнаты» — c помощью этих комнат художница исследовала эстетические возможности пространства. Под впечатлением от ее работ Илья Кабаков создал одно из самых известных своих произведений — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» (1986), придумав для него термин «тотальная инсталляция».
«Рай — это искусственное пространство, абсолютно надёжное и длящееся вечно», — рассказывает о теме выставки Ирина Нахова. Художница использует любимый московскими концептуалистами ход: инсталляцию она заселяет персонажами: одни из них «вечно входят в воду», другие — «вечно парят в небесах». Проект тесно связан с архитектурой Большого винохранилища и усиливает впечатление от этого пространства.
«Рай» является продолжением идеи «Комнат» — это глобальная пространственная конструкция, организованная так, чтобы ее части создавали эстетическое переживание тотальности. В этом пространстве зритель сам становится частью инсталляции.
Отзывы о выставке «Рай» Ирины Наховой