Во «Фрекен Жюли», написанной в 1888 году, Август Стриндберг пытался выразить свое видение новой драмы: об этом он писал в предисловии к пьесе, которое пользовалось не меньшей популярностью, чем основной текст. Цензуре конца XIX века подход драматурга показался чрезмерно смелым. Постановка о том, как аристократка пытается увести жениха у кухарки, в конечном итоге оказалась под запретом.
Сегодняшнего зрителя, разумеется, такой сюжет не впечатлит. Однако натурализм, которому следовал Стриндберг, по-прежнему остается актуальным. В основе конфликта — отнюдь не социальные барьеры, которых в наше время практически не существует, а более глубокие и универсальные проблемы.
Действие пьесы разыгрывается в ночь на Ивана Купала: тогда, когда, согласно шведским традициям, не существует сословных рамок. Но это всего лишь удобный сюжетный ход, который позволяет запустить цепочку событий и заставляет героев показать свою сущность. Точнее — попытаться разобраться тем, кем они есть, чего на самом деле хотят и кем могут быть.
Отзывы о спектакле «Фрекен Жюли»