Детская опера, по мнению композиторов, — произведение гораздо более ответственное, чем просто опера. Ведь первое знакомство с музыкой способно определить все дальнейшие симпатии и антипатии ребенка.
Детские оперы — это преимущественно сказки или другая литература для детей, воплощенная в музыке. Как, например, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Жар-птица» Стравинского, «Волшебная флейта» Моцарта, «Золушка» Асафьева. Кстати, две последние идут в репертуаре Михайловского театра и рекомендованы для семейного просмотра.
Считается, что британский композитор Бенджамин Бриттен возродил жанр оперы в Англии, и именно ему принадлежит большое количество детских опер, которые сами родители называют эталонными. Его русский коллега Сергей Баневич начал писать музыку для детей еще в ранние годы и продолжал всю жизнь. Он выбирал как сказочные сюжеты («Снежная королева», «Двенадцать месяцев»), так и серьезную литературу («Детство. Отрочество. Юность» Толстого). Он сочинял не для развлечения или обучения — он видел в опере способ познания души ребенка.
Среди вокальных произведений для детей встречаются сочинения необычного жанра — для чтеца и музыкального инструмента. Таковы, например, «История Бабара, маленького слона» Франсиса Пуленка или симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк». Вообще, понятие детской оперы многозначно. Так можно сказать об опере, написанной для детей, исполняемой самими детьми или даже сочиненной ими. К последним относится и опера «Великан», придуманная юным Сережей Прокофьевым и перенесенная в нотную тетрадь его мамой. Концерт в Михайловском театре (программа которого уточняется) предлагает задуматься о разнообразии жанра всерьез, несмотря на детскую ориентированность.
Отзывы о концерте «Сцены из детских опер»