Чаще всего шедевры получаются внезапно. Так было и с «Волшебной флейтой» в XVIII веке. Либреттисту Эмануэлю Шиканедеру нужно было спасти от разорения свой театр на окраине Вены. А великий Моцарт был болен и с трудом зарабатывал на жизнь.
Кто бы мог подумать, что в столь сложных ситуациях может родиться легкий сюжет «волшебной оперы». Дочь Царицы ночи похищает волшебник; царица посылает принца Тамино спасти девушку и дает ему волшебный атрибут — флейту; принц успешно проходит все испытания и возвращает любовь. Сюжет был обставлен в духе модных в то время феерий, сказок и чудесных поэм, а также мог содержать элементы масонской символики, которой, как полагают, не были чужды ни Шиканедер, ни Моцарт.
«Волшебная флейта» — кладезь для фантазии постановщика. Немецкий хореограф Пет Халмен, готовя спектакль для Оперы Лозанны в 2010 году, перенес действие в библиотеку герцогини Анны Амалии в городе Веймар, где хранится ценнейшая коллекция редких книг и партитур. Библиотеке, которой в свое время ею руководил Гете, более трехсот лет: здесь лежат издания средних веков и первое полное издание Библии в переводе Мартина Лютера. Так что эта библиотека — тоже волшебный мир, где возможно все, где кипит жизнь, а время течет по-другому. Пет Халмен, наверное, это почувствовал и создал одну из самых светлых и экзотичных интерпретаций знаменитой оперы, придумав для нее и костюмы, и декорации.
К сожалению, «Флейта» стала одной из последних работ в судьбе знаменитого постановщика. Как и в судьбе Моцарта на пару веков раньше. Но музыка продолжает воспевать силу и красоту жизни. Премьера Михайловского театра будет идти в той же версии, в которой опера была поставлена Петом Халменом в Швейцарии.
Отзывы об опере «Волшебная флейта»