Опера «Игроки-1942», основанная на пьесе Н. В. Гоголя, была начата в эвакуации в Самаре (тогдашнем Куйбышеве). Война не позволила закончить произведение. Сегодня худрук «Санктъ-Петербургъ Оперы» Юрий Александров переосмыслил идею Шостаковича. Герои Гоголя действуют в постановке как плод композиторского воображения и как жившие в реальности люди, определявшие политику страны в 1930-х, а заодно и судьбу композитора. Одновременно с действием в спектакле звучат слова Шостаковича, его сочинения и фрагменты писем к куйбышевским родным. Так спектакль становится ретроспективой настроений и переживаний автора во время создания оперы. Слияние разных уровней драматургии, сочетание трагического и комического придают этому необычному спектаклю многоплановость.
Балет «Золотой век» стал попыткой создать хореографический спектакль в новом стиле — балет агитационной направленности. Произведение, написанное в 1929 году за несколько месяцев, включает 37 разнообразных номеров, среди которых акробатические танцы, пантомима, пародии. Композитор считал создание балета на современную ему советскую тему очень сложной задачей, но именно это вдохновило его на написание столь оригинального балета.
Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», написанный в 1948 году, сначала поразил своей гениальностью друзей композитора, а затем, после дополнений, стал достоянием широкой публики. Композитор не использовал фольклорные мотивы напрямую, но всё произведение наполнено чисто еврейской интонацией, выражающимися в пении и речи. Здесь нет романсов и песен в традиционном понимании. Цикл состоит из 11-ти номеров — живых сценок, не объединённых сюжетом. На сцене «Санктъ-Петербургъ Оперы» музыку дополнят картины Марка Шагала.
Отзывы о спектакле «Шостакович. Избранное»