Во времена «нерушимого» драматург Шон О’Кейси был автором широко цитируемым, обсуждаемым — однако пьесы его на советской сцене не ставили. Ироничный взгляд на революцию, отнюдь не героичные герои, волей случая вовлеченные в водоворот истории, — партийное руководство избегало альтернатив привычному пафосу, с которым преподносились события, так или иначе связанные с борьбой против мирового империализма.
«Тень стрелка» — история, разворачивающаяся в разгар ирландской войны за независимость. Главного героя — поэта, которого меньше всего волнуют вопросы противостояния британской экспансии, — по ошибке принимают за стрелка-подпольщика, бойца национальной армии. Внезапно обитатель убогой меблированной комнатки становится объектом навязчивого внимания со стороны патриотично настроенных граждан, надумавших озадачить его решением неких секретных задач. На одержимых национальной идеей, истеричных людишек «служитель муз» смотрит как на умалишенных — но, в конечном итоге, проигрывает в своем нигилистичном малодушии и по ошибке обрекает на смерть единственного человека, к которому проникся неким подобием симпатии.
Спектакль Олега Дмитриева — это череда характерных, комичных и трогательных образов, портретная галерея типажей, населяющих условный мирок, насыщенный характерными бытовыми деталями. Спектакль, равно как и пьеса О’Кейси, отнюдь не низводит героизм до уровня беспричинной шумихи, а лишь показывает, что большие дела вершат обычно маленькие люди, сумевшие вырваться за границы своего безразличия.
Отзывы о спектакле «Тень стрелка»