Первая принадлежит Вацлаву Нижинскому, которая была сделана для дягилевских «Русских сезонов». В своей постановке Нижинский отверг многие общепринятые нормы балета того времени, а музыка композитора была настолько архетипичной и интуитивной, что публика сначала не приняла балет. Критики писали, что эта партитура будет понята только через много лет.
Стравинский отмечал, что, сочиняя музыку, он не руководствовался канонами, а записывал только то, что слышал внутри себя. Как такового сюжета балет не имел. Идея Стравинского — возрождение весны. Племя собирается на праздник и танцует, приветствуя силы природы, взывая к духам природы и принося жертвы. Балет был возобновлен в Мариинском театре в 2012 году в хореографии Миллисент Ходсон, созданной тридцать лет назад по мотивам работы Нижинского.
Саша Вальц поставила «Весну» в Мариинском театре в 2013 году. В этом аскетичном спектакле отразились две стихии. Первая — ритуал, природа, сила древности; вторая — зависимость человека и общества друг от друга, готовность пожертвовать собой во имя общего блага. Обе стихии плотно связаны между собой, так как социальная напрямую зависит от метафизической, архаичной.
Отзывы о вечере одноактных балетов