Мы многое знаем об успешных спектаклях былых эпох и почти ничего — о неудавшихся. Такие постановки быстро убираются из репертуара театра и через некоторое время совсем забываются. Но есть и ещё одна категория — сценические произведения, потерпевшие полный колоссальный провал. О них пишут во всех газетах, а современники ещё долго припоминают увиденное в мемуарах. Нередко для таких спектаклей неудача — лишь начало долгого извилистого пути к успеху.
Провал постановки одинаково обескураживает актёров, режиссёра, автора пьесы, композитора и директора музея. Отдавая на суд публики результат своих трудов, можно или проснуться знаменитым, или разом потерять всё.
В Музее театрального и музыкального искусства демонстрируются бесценные материалы, рассказывающие об отвергнутых шедеврах. В их числе — фотографии «Чайки» Антона Чехова, снимки с репетиций балета «Болт» Дмитрия Шостаковича, рисунки, иллюстрирующие реакцию авторов пьес на зрительский свист.
«Женитьба» Николая Гоголя, «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, «Кармен» Жоржа Бизе — эти и другие спектакли, о которых идёт речь на выставке, не имели успеха по разным причинам: одни опередили свою эпоху, другие не получили достойного визуального воплощения, третьи оказались жертвами несправедливой критики. Однако роднит эти постановки то, что им всем было предначертано в будущем стать признанной театральной классикой.
Отзывы о выставке «Полный провал»