Худой рыцарь, сопровождаемый оруженосцем на осле, — главный герой выставки, развернувшейся в Музее истории религии. Экспозиция рассказывает о том, каким в разные эпохи виделся людям искусства хитроумный идальго.
Вот уже 400 лет писатели, философы и литераторы вдумчиво читают и перечитывают роман Мигеля де Сервантеса, пытаясь расшифровать «код Дон Кихота». В разные исторические периоды произведение трактовалось по-разному. Так, например, для людей XVII века оно было образцовой комедией, а в XIX–XX веках читатели начали видеть в нём глубокий философский смысл. Чем активней общество абстрагировалось от церковного института, тем чаще образ Дон Кихота толковался в русле христианской идеи. Именно в этом ключе рыцарь интересовал Фёдора Достоевского, Грэма Грина, Томаса Манна, Сальвадора Дали. В наше время добродетели идальго (вера в идеал, жертвенность) рассматриваются многими как столпы морали.
В экспозицию входят живописные полотна и графические листы мастеров Западной Европы XVII–XX веков, творения Сальвадора Дали, рисунки Ильи Богдеско, скульптуры Ильи Гинцбурга, а также работы Олега Яхнина, Эдуарда Мхояна, Ашота Казаряна, Франко Проспери, Александра Траугота и других авторов. Дополняют визуальный ряд материалы, предоставленные киностудией «Ленфильм», — костюмы и реквизит, использовавшиеся Григорием Козинцевым при съёмке «Дон Кихота».
Отзывы о выставке «Рыцарь печального образа»