Действие разворачивается с 1986 по 1992 год. В Одинцовском районе Москвы прямо среди элитных дач происходит серия жестоких преступлений — убиты мальчики-подростки, а их тела истерзаны до неузнаваемости. Из Ростова в столицу вызывают опытного следователя Евгения Бокова (Иван Янковский), который уже работает над поимкой ростовского маньяка с похожим почерком. В команде с ним работают начинающая оперативница Наталья Добровольская (Александра Бортич) и прокурор Валерий Козырев (Александр Яценко), лояльный в работе, но деспотичный в семье. Сам же Боков переживает ещё одно потрясение в жизни — герой пытается спасти больную раком жену. Но все личные драмы уходят на дальний план, когда в лесу обнаруживают всё новые и новые трупы.
Для тех, кто увлекается криминалистикой, становится ясно, что речь идёт о серийном убийце по имени Сергей Головкин. Фишер — это прозвище, которое, было выдумано одним из предполагаемых свидетелей. Впоследствии маньяк представлялся своим жертвам именно так.
С точки зрения интриги секрета, кто же убийца, нет. Но это даже хорошо, поскольку вся детективная линия сфокусирована именно на процессе работы оперативной группы. Наблюдать за развитием событий и логикой следователей гораздо интереснее, чем за невнятным фактом поимки преступника.
Кроме всего прочего, именно такой ход позволяет не делать маньяка главным героем. Это было бы неэтично, особенно когда сюжет основан на реальных событиях. В начале каждой серии есть дисклеймер, в котором авторы выражают сожаление о случившемся. Тактичность, с которой шоураннеры подошли к созданию сериала, поражает своей выверенностью. Более того, она положительно сказывается и на внутреннем содержании проекта. Следователи и впрямь заслуживают быть главными героями, даже если совершали ошибки. Убийца же — никоим образом.
Авторы наверняка смотрели и «Настоящий детектив», и «Охотники за разумом», и «Семь», и прочие шедевры мировых криминальных триллеров. Однако ни на что из этого «Фишер» не похож и не пытается быть похожим. Даже с российскими проектами в схожих или смежных жанрах сравнить трудно. «Казнь» Ладо Кватании больше придерживается пафоса. Сериал «Чикатило» — несколько телевизионен.
Также удалось избежать действительно приевшегося в криминальных картинах приёма — игра маньяка со следователем в кошки-мышки с финальной битвой в конце. В какой-то степени это есть в подтексте, но не выходит на первых план.
Что же касается жестоких сцен, то здесь авторам удалось создать настоящий фильм ужасов и пустить страх по венам. Тревога от сцен в лесу мощно воздействует на зрителя, а картины растерзанных трупов точно никогда уже не забудутся. Режиссёры Сергей Тарамаев и Любовь Львова не церемонятся, но и не перебарщивают с боди-хоррором. Всего здесь в меру, но особо впечатлительным всё же лучше воздержаться от просмотра.
Всё сюжетно не держится на одной детективной линии. Герои объёмные, у каждого есть своя драматургическая стратегия, их жизни напрямую влияют на ход следствия и наоборот. Сериал не романтизирует работу в органах и раскрытие таких особо важных дел. Он показывает жизнь в разрезе, как она есть.
Нельзя не отметить трио Янковский-Бортич-Яценко. Актёры предстали в неожиданных для себя амплуа, но органичны, что, конечно, значительно повышает шансы «Фишера» на победу в борьбе за зрительские симпатии.
Интересно и то, как много плоскостей оказывается в этой истории. Здесь критикуются и высшие органы власти, которые хотят поскорее закрыть дело и отчитаться перед начальством, и привычное человеку сваливание ответственности на другого, и ошибки следователей из-за беспорядка в верхушках, и общество на грани развала перед распадом СССР, и бездушность к детям. Сериал стоит смотреть не только ради интересного острого сюжета, но и ради экзистенциальных непростых вопросов.
Текст — София Маргацкая.