Новости

Go по работам: генеалоги о поиске предков, цене родословной и семейном древе до 1620 года

Что такое генеалогия простыми словами?

Павел Пименов, руководитель научно-исследовательского отдела

Генеалогия — это историческая наука про восстановление родословной, изучение родов и родственных взаимосвязей людей. Историк-генеалóг выступает в роли настоящего детектива, который собирает, оценивает, систематизирует семейные реликвии и архивные документы. Итоговым продуктом становится отчёт по генеалогической экспертизе и родословное древо.

Куда поступать, чтобы стать специалистом по генеалогии?

Павел Пименов, руководитель научно-исследовательского отдела

Генеалогия хороша тем, что в ней нет деления на «профессионалов» и «любителей». Бывают случаи, когда человек начинает заниматься историей своей семьи, а затем берётся за коммерческие исследования: в таком случае человек не становится профессиональном автоматически. Всегда есть куда стремиться в развитии навыков.

Сегодня наблюдается всплеск интереса к истории семьи и корням. Появляется множество онлайн-курсов по генеалогическому поиску, а также программ дополнительного образования и повышения квалификации. Однако найти генеалога на рынке труда — это как искать иголку в стоге сена. Ни один ВУЗ не выпускает готовых специалистов в сфере генеалогии. Как правило, к нам приходят выпускники факультетов истории, архивного дела, филологии и журналистики, которые имеют сильную гуманитарную базу и опыт критической оценки письменных и устных источников. В программы истфаков МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, СПбГУ, УРФУ включают курсы генеалогии, но как вспомогательной исторической дисциплины. Всё же, утверждение, что генеалогии в вузах не учат, не совсем корректно.

Кстати, команда Международного центра истории семьи «Проект Жизнь» активно растёт и расширяется, и мы будем рады пополнить ряды светлыми умами и энтузиастами своего дела!

Каковы наиболее важные навыки и компетенции, которыми должен обладать специалист по генеалогии?

Навыки:

Компетенции:

Сколько в среднем уходит времени на изучение родословной?

Павел Пименов, руководитель научно-исследовательского отдела

Изучение родословной на 150 лет вглубь от современности, то есть до 1880 года, занимает около 6 месяцев. Однако всё ситуативно. В одном случае, генеалогическая экспертиза проводится быстрее, в другом — требуется гораздо больше времени и ресурсов. Генеалог сильно зависит от региона и сохранности документов, а также от типа этих документов.

Если мои предки обычные крестьяне, то какой шанс докопаться до конца родословной? До какого поколения можно узнать родословную?

Сергей Аракельянц, руководитель группы исследователей

Дойти до конца родословной — эта невыполнимая задача максимум. Генеалогический поиск трудно оценить в расстоянии, так как он будет продолжаться до тех пор, пока будут позволять источники.

Всё зависит от исходных точек и от количества известной информации о предках. Кем они были, к каким сословиям относились, чем занимались. Допустим, кто-то относился к дворянскому сословию или к служивым людям — воинам и дружинникам, которые впоследствии становились крестьянами. Нереально предугадать в какой момент в исследовании наступит конечная точка Б.

И всё же, если мы говорим про крестьян Российской империи, то по данным ревизских сказок вполне реально найти информацию о предках вплоть до рубежа XVII — XVIII веков. Опять же, это распространяется не на все регионы. При хорошей сохранности источников не составит проблемы углубиться до XVI — XVII веков. Примерно до 7-8 поколения.

Какие основные этапы включает в себя процесс исследования родословной и какие источники информации вы при этом используете? Где вы ищете информацию о предках своих клиентов?

Сергей Аракельянц, руководитель группы исследователей

Три основных этапа исследования:

  1. Сбор базовой информации (провести интервью с родственниками, собрать и изучить документы семейного архива);
  2. Архивный поиск и работа с базами данных (составление запросов или самостоятельный визит в архив);
  3. Написание отчёта с описанными биографиями предков и родственников и составление схемы-древа (в среднем 400 страниц).

Где ищем информацию? В федеральных архивах хранятся данные о местах учёбы, работы и службы: студенческие дела, трудовые книжки, документы с предприятий и организаций. В областных архивах чаще всего хранятся источники с записями о местах рождения, смерти и бракосочетании: метрические книги, ревизские сказки, исповедные ведомости. В муниципальных архивах хранятся похозяйственные книги по людям, которые жили в сельской местности или состояли в колхозе.

Но всё не ограничивается только архивами. Мы работаем со справочной литературой, где находим информацию о самих людях. Используем социальные сети, что кажется не самым очевидным источником, но на деле невероятно эффективным.

Например, в Одноклассниках и ВКонтакте есть сообщества по конкретным населенным пунктам. Админы этих групп — местные жители и уехавшие, которые сохранили память и тёплые воспоминания. Там часто выкладывают старые фотографии, изображения людей и ландшафта местности. К таким источникам мы тоже обращаемся, потому что подобные артефакты наполнены личными воспоминаниями и уникальными историями. В комментариях под фотографиями и постами можно узнать интересные подробности, о которых архивные документы никогда не расскажут. Именно поэтому мы выезжаем в командировки на места и разговариваем с местными жителями и старожилами.

По каким признакам становится понятно, что больше информации о предках не найти?

Сергей Аракельянц, руководитель группы исследователей

Тупик в генеалогическом поиске наступает в тот момент, когда снижается вероятность нахождения документа. Скажем, у нас есть базовая информация о человеке, но метрические книги в церкви отсутствуют, а документы по населенному пункту не найдены. Информации нет ни в переписях, ни в семейных списках, ни в документах сельсовета или исполкома, где могли бы быть сведения о проживавших здесь людях. Становится очевидно, что дальнейший поиск бессмысленен.

Не возникает ли проблем с изучением предков у тех, у кого популярные фамилии, например, у Смирновых / Ивановых / Петровых? Влияет ли фамилия на эффективность установления предков?

Сергей Борисов, старший куратор генеалогических проектов

Существует распространенное заблуждение, что предков по фамилии Иванов, Смирнов, Кузнецов изучать сложнее, чем предков с нетривиальной фамилией. Важно помнить, что ономастика (или историческая антропонимика) — это отдельная дисциплина о происхождении фамилий, которая стоит на рубеже лингвистики и истории. Генеалогия же базируется на источниковом комплексе (архивной периодике, актовых документах, архивах ЗАГС, архивных фондах предприятий и учебных заведений).

В этом смысле, архивному документу, который фиксирует сведения о предке с фамилией Иванов, всё равно, распространена эта фамилия или нет. Кроме того, если мы знаем даты конкретных событий (рождения, бракосочетания или призыва, участия в военной операции) из жизни нашего предка, то фамилия станет лишь подтверждением того, что мы нашли сведения о нужном человеке.

Другое дело, если мы знаем о предке только его фамилию. Если она редкая или нетривиальная, то найти информацию о человеке будет проще. Но это единственный случай и даже исключение, доказывающее, что популярность и распространенность фамилий не влияет на эффективность поиска информации родословной о наших предках.

Какие факторы влияют на эффективность вашей работы?

Александра Щепкина, эксперт по семейной истории

— Сохранность документов в архивах по нужным населенным пунктам;

— Доступность архивов и отдельных дел в них (например, получить доступ к документам в архиве Узбекистана сложнее, чем в России. А некоторые дела даже в российских архивах, могут иметь грифы секретности);

— Возможность подтвердить родство (для получения информации о предках за советский период необходимо подтвердить родство документально);

— Возможность пообщаться с родственниками и получить документы из семейного архива (исходя из этой информации складываются гипотезы архивного поиска, чем больше зацепок, тем лучше).

Почему генеалогическое исследование не может стоить дёшево?

Анастасия Зайцева, коммерческий директор

На стоимость услуг, в первую очередь, влияют срок работы команды, платные запросы в архивы, методика поиска и формат финального оформления результатов, а также уровень клиентского сервиса. Каждая семья уникальна: регионы поиска по фамильным ветвям, сохранность документов и различные «препятствия» варьируются от клиента к клиенту. Поэтому план работ составляется индивидуально и требует высокой степени профессионализма и точности.

Например, над каждым клиентским проектом работает команда из шести человек: научный руководитель, историк-генеалог, аккаунт-менеджер, редактор, корректор и дизайнер. За девять лет работы мы оттачивали наш операционный процесс и стандарты.

Это не просто архивный поиск, это воссоздание биографий предков, вписывание их судеб в исторический контекст и сохранение воспоминаний ныне живущих родственников.

По итогам работы мы создаём отчёт на 400 страниц и родословную схему на 250 персон. В такой отчёт входит около 120 описанных биографий предков с историческими справками, копиями фотографий и документов. Это монументальный труд, который мы красиво оформляем и затем торжественно вручаем на итоговой презентации для всей семьи, рассказывая о ходе исследования.

Зачем нужно узнавать родословную? Кто обращается к генеалогам?

Анастасия Зайцева, коммерческий директор

Некоторые начинают исследование, чтобы лучше понять себя. Что сделало меня тем, кем я являюсь? Какие судьбы были у моих предков? Какие испытания им пришлось пройти? Кем они были по профессии? И так далее.

Другим интересно подтвердить или опровергнуть семейную легенду. Небольшой процент людей обращается за поиском документов для подтверждения принадлежности к определенной национальности. Кому-то интересна судьба конкретного родственника, особенно, если это касается репрессированных или раскулаченных. Часто о них в семьях почти ничего не известно. Исследование, в данном случае, становится своеобразной данью уважения.

Также, исследование своих корней — это отличный подарок для тех, у кого уже есть все. Мы оформляем подарочные сертификаты на юбилеи, годовщины свадеб. Часто триггером для начала исследования становятся такие значимые события, как рождение детей, свадьба или уход кого-то из родственников. В такие моменты особенно остро ощущается быстротечность нашей жизни, и возникает желание сохранить и передать воспоминания своих близких, знания о роде будущим поколениям.

Обратиться к генеалогам может любой человек, у которого «созрела» потребность. Чаще всего, это люди 30-45 лет, но мы заметили растущий интерес к своим корням у молодого поколения. По нашему мнению, изучение родословной точно становится трендом!

Какие есть этические аспекты в работе специалиста по генеалогии, и как вы обеспечиваете конфиденциальность своих клиентов?

Александра Щепкина, эксперт по семейной истории

Конечно, работа над семейной историей — очень личное и даже интимное дело.

В каждой семье есть свои тайны или неприятные воспоминания. Встречаются даже члены семьи, о которых никто не хочет говорить. Многие родные старшего поколения справедливо боятся давать свои документы незнакомцам, кто-то боится даже рассказывать информацию о предках. В нашей стране до сих пор остался отпечаток советского периода, где происхождение часто скрывали, чтобы себя обезопасить. Поэтому мы всегда объясняем клиентам, что любая предоставленная информация будет конфиденциальна. Мы не передаем её третьим лицам и используем только для исследования истории семьи в интересах заказчика.

Всё это обязательно прописываем в Договоре юридически и проговариваем лично. И конечно, перед любым исследованием мы обязательно проводим большое вводное интервью с заказчиком, чтобы узнать все нюансы общения с родственниками и подобрать комфортный формат общения. Чтобы чувствительная информация не вышла за пределы Проекта, мы храним её на локальном сервере в офисе. Для нас безопасность, спокойствие и доверие клиентов — главный приоритет.

Расскажите, какого максимума вы достигали в поиске предков?

Екатерина Ларкина, руководитель группы исследователей

По данным ревизских сказок, нам удалось углубиться до 1620 года. Пока, это самая дальняя точка.

С какими самыми интересными и необычными историями из родословных вы сталкивались в своей практике?

Екатерина Ларкина, руководитель группы исследователей

Однажды мы изучали метрические книги по Москве и нашли запись о смерти одного из предков. В 1917 году он умер от отравления спиртом. Из других записей о смерти в метрической книге за тот период, выяснилось, что этот человек был не единственным пострадавшим. Нам показалось, что массовое отравление спиртом было не случайным. Оно было вызвано каким-то объединяющим обстоятельством.

Мы изучили газеты за этот период и нам крупно повезло! Нашлись заметки, согласно которым, в августе 1917 года в Москве произошло хищение на железной дороге. Тогда прибывал поезд, доставляющий этиловый спирт, а служащие ж/д совершили кражу этого спирта. Как оказалось, он был негоден к употреблению. Одну часть они употребили, другую — продали лавочнику, который работал неподалёку от станции. В заметках также были указаны имена служащих и людей, которым был продан спирт, кто кого угощал, кто с кем пил. И всё в подробностях.

Это действительно интересный случай, который позволил не только узнать причину, но и восстановить обстоятельства произошедшего.

Какие технологии и инструменты вы используете в своей работе, и насколько они облегчают процесс исследования родословной?

Екатерина Ларкина, руководитель группы исследователей

На текущий день архивы идут по пути оцифровки базы документов и публикуют их в открытом доступе.

Например, есть сайт «Память народа» — это ресурс, в котором собраны документы по периоду Великой Отечественной войны, где вы можете найти информацию о боевом пути предка, наградные документы и фотографии. На портале «Открытый список» ищем информацию о жертвах политического террора. В «Память героев Великой войны» находим данные об участниках Первой мировой. Активно используем Яндекс.Архивы, где опубликованы оцифрованные метрические книги, периодика и другие документы разных архивов РФ.

Эти порталы и сервисы помогают нам в работе, но фрагментарно, так как большая часть документов всё же не оцифрована, и приходится с ними работать «по старинке».

Можете ли вы рассказать о самых сложных случаях, с которыми вам приходилось сталкиваться в процессе исследования родословных, и как вы их решали?

Михаил Катин-Ярцев, научный руководитель

Как-то я изучал предков клиента, происходивших из южных областей Российской империи. Жили они в новом селе, на новом месте с начала XIX века, предположительно в Курской и Орловской губерниях. Однако точное место их происхождения было неизвестно. Были просмотрены метрические книги, разные судебные дела. В общем, посмотрели все источники, но ни в одном не было информации откуда же переселились эти люди. Была проделана большая работа, но всё бесполезно. Нет информации.

Тогда я подумал, что можно посмотреть дела по межеваниям, в которых люди просили оформить границы новых сел. В этих документах были найдены списки с фамилиями селян, и некоторые фамилии говорили о том, что их предки явно были не из Великороссии. Я выстроил гипотезу, что группы из 3-5 человек с Фамилией А, Фамилией Б и Фамилией В происходят из Деревни N Курской губернии. Для доказательства своего предположения, из списков по межеванию я составлял разные комбинации из 3—5 фамилий, нетипичных для жителей Российской империи. Забивал их поисковые строки открытых баз данных с подобным запросом: «Фамилия1_Фамилия2_Фамилия3_Курская_губерния». Комбинации фамилий складывались для того, чтобы сузить выборку людей. Кроме того, переселенцы обычно мигрировали группами (например, целыми семьями), а не по одиночке.

В итоге гипотеза оказалась верной. В этих списках мы нашли предков клиента, происходивших из одной деревни Курской области. Позже они были найдены в книге памяти погибших во времена Великой Отечественной войны.

Возможно ли самостоятельно восстановить генеалогическое древо?

Виктория Салтыкова, основатель и генеральный директор

Наша миссия — сделать генеалогию доступной каждому. В своё время мы буквально оцифровали накопившиеся знания и выпустили первое интерактивное руководство по восстановлению родословной «История тебя». Оно идеально подойдёт для новичков, поможет сориентироваться в изобилии источников и выстроить алгоритм поиска предков.

Для любителей генеалогии и интересующихся историей и культурой России мы проводим лекции, мастер-классы и даже фестиваль семейной истории ГЕНТЕХ. Просветительскую деятельность мы осуществляем на самых разных площадках в разных регионах и городах России.

Часто мероприятия посещают те, кто горит идеей изучить историю своей семьи, но по какой-то причине им не хватало решительности начать этим заниматься. Наша задача — показать, что сегодня для самостоятельного генеалогического поиска есть всё необходимое: от готовой методологии до специальных программ построения древа и открытых оцифрованных архивов.

Изучать историю семьи самостоятельно это не только доступно, но и безумно увлекательно.

Дайте 5 советов, как эффективно искать информацию о родственниках.

Варвара Крючкова, проджект-менеджер

  1. Ответьте честно на вопрос: зачем мне это нужно? (поймите, в чём заключается конкретно ваша мотивация и интенция изучить историю семьи);
  2. Поговорите с родственниками о ваших предках (задайте базовые вопросы: кто? где? когда? Вы удивитесь, насколько это ускорит и упростит ваше исследование);

3. Систематизируйте семейный архив (сразу внесите всю известную информацию в родословную схему, а физические документы рассортируйте по коробкам и папкам);

4. Используйте интернет-ресурсы (активно используйте оцифрованные базы данных архивов, генеалогические форумы и тематические группы, социальные сети);

5. Держите под рукой исторические справочники (особенно полезными станут литература по административно-территориальному делению, адрес-календари и другое).

Оставьте комментарий
Рекомендации