Новости

Как современные композиторы примирили электронику и классические оркестры

Строго говоря, электроника появилась именно благодаря академической музыке. Ещё в 1920 году советский инженер Лев Термен собрал первый электроакустический инструмент терменвокс. Удивительное изобретение привезли показывать лично Владимиру Ленину, и он сам сыграл сольную партию из романса «Жаворонок» Михаила Глинки.

«Жаворонок» в современном исполнении

В 1958 году советский изобретатель Евгений Мурзин построил первый в мире синтезатор АНС (аббревиатура имени композитора Александра Николаевича Скрябина), а в 1969-м был издан целый альбом с сочинениями для этого инструмента: их написали ведущие композиторы СССР, включая Альфреда Шнитке и Эдуарда Артемьева.

Первый советский синтезатор АНС
Фото: habr.com
Евгений Мурзин, изобретатель АНС
Фото: habr.com

Альбом ранней советской электронной музыки

Всё же речь выше шла о классической музыке, либо исполненной на электронном инструменте, либо написанной только для синтезатора. Современные композиторы доказали, что в одном произведении вполне могут сосуществовать как виртуозные партии классических инструментов, так и актуальные технологии электронной поп-музыки. Например, американский композитор Майкл Гордон ещё в 1998 году выпустил альбом-произведение Weather, в котором струнный оркестр играет в унисон с воем сирен, битами и электронными шумами.

Гордон написал Weather («Погода») специально для гамбургского струнного ансамбля Ensemble Resonanz, в котором играют образцовые классические виртуозы. Они хотели, чтобы в новом сочинении можно было показать высочайший исполнительский уровень, а самому Гордону было интересно поэкспериментировать с электроникой.

Поэтому Weather обрушивается на слушателя громом и шумом ливня, которые через несколько секунд прорезает шагающая мелодия контрабасов.

Простым совмещением полевых записей и партий струнного оркестра композитор не ограничился: звуки акустических инструментов здесь постоянно дублирует тихая электронная подложка, иногда она вдруг выскакивает на первый план, а потом снова прячется за прекрасным струнным кружевом.

В медленной второй части Weather электронная обработка звука слышна сразу же: акустические инструменты искажены так сильно, что звучат почти как перегруженные электрогитары в рок-музыке.

Струнный оркестр буквально прорывается через сырое туманное облако электронного звука — такого буквального звукового воплощения дождливой погоды, возможно, не добивался ни один другой композитор. В третьей части струнники и вовсе уходят на второй план и только подыгрывают тревожному вою воздушной сирены.

А в середине финальной четвёртой в игру оркестра вмешивается аккуратный электронный бит с глубоким синтетическим басом — так вполне мог бы звучать какой-нибудь трек трип-хоп группы Massive Attack.

Самое важное, что при всех жанровых и стилевых экспериментах Weather не звучит как пёстрый набор жанровых и стилевых экспериментов. У Гордона получилось удивительно цельное произведение, которое в полной мере не относится ни к академической музыке, ни к электронной. Для таких междисциплинарных пересечений в конце ХХ века придумали тег classical crossover, но и он мало что объясняет. В первую очередь это просто музыка, а уж какие там используются инструменты и приёмы не так уж и важно. Главное — логика использования музыкального материала.

Познакомиться с другими материалами раздела «Влюблённым в искусство» можно по ссылке.

Оставьте комментарий
Рекомендации