Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.

Ошибка 404: рецензия на фильм «Матрица: Воскрешение»

Продолжение культовой киберпанк-трилогии о Нео и Тринити, отчаянно пытающихся вспомнить всё.

2141
«Матрица: Воскрешение»
Фото: tellerreport.com

Томас Андерсон (Киану Ривз) работает геймдизайнером в фирме Deus Machina, принадлежащей Warner Bros., и убеждён, что Нео — персонаж придуманной им культовой видеоигры «Матрица». Героическое прошлое Избранного, напоминающее о себе во снах и видениях, мистер Андерсон принимает за фантомы воспалённого воображения. Справляться с ними помогает психоаналитик, или просто Аналитик (Нил Патрик Харрис). Тринити (Кэрри-Энн Мосс) живёт размеренной жизнью с мужем и двумя детьми под именем Тиффани, о «Матрице» помнит только то, что есть такая компьютерная игра, но с былым азартом рассекает по городу на спортивных мотоциклах, повинуясь условному рефлексу. Леген…подожди-подожди…дарным избавителям человечества от цифрового рабства предстоит узнать друг друга в незнакомцах, вспомнить всё и рискнуть повторить подвиги двадцатилетней давности.

Трейлер новой «Матрицы» выглядел сравнительно неплохо. При избыточном пафосе и навязчивых аудиовизуальных напоминаниях о белом кролике он всё-таки обещал поклонникам культовой трилогии (даже тем, кто заранее скептически воспринял идею продолжения) предновогодний подарок. Ведущие актёры на месте и вполне ещё в форме, да и взглянуть на сеансы психотерапии заматеревшего и утомлённого Киану с чеширски улыбающимся Харрисом («Как я встретил вашу маму») — опыт как минимум интересный. Однако идущая в нагрузку рефлексия режиссёра, которая, похоже, основательно перебрала с синими пилюлями, лишает зрителя радужных иллюзий быстрее, чем мог бы пузырёк красных.

Уже на стадии экспозиции, где воротилы Warner вынуждают гениального Томаса Андерсона создавать новую часть полюбившейся публике игровой трилогии «Матрица», Лана Вачовски толсто намекает через стекло четвёртой стены на собственное авторское положение. Творец либо отдыхает в забвении, либо присоединяется к Голливуду, седлающему старого золотого тельца, который обещает не испортить борозды. Режиссёр как никто понимает, что выбор — это иллюзия, и придётся вернуться «туда, где всё началось». Жаль, что рефлексы уже не те, да и левитация даётся трудно.

«Матрица: Воскрешение»
«Матрица: Воскрешение»
Фото: wpcdn.zenger.news
«Матрица: Воскрешение»
«Матрица: Воскрешение»
Фото: cbr.com
«Матрица: Воскрешение»
«Матрица: Воскрешение»
Фото: cdn-media.film.ru
«Матрица: Воскрешение»
«Матрица: Воскрешение»
Фото: cabanadoleitor.com.br
«Матрица: Воскрешение»
«Матрица: Воскрешение»
Фото: 15minutenews.com
«Матрица: Воскрешение»
«Матрица: Воскрешение»
Фото: cultjer.com

Фильм выглядит демонстративно вторичным и напоминает болезненное дежа-вю в кривом зеркале. Достаточно хотя бы балансирующего на грани оперетты образа нового Морфеуса, которого сыграл актёр с подходящим именем Яхья Абдул-Матин II. Морфеус нового поколения — представитель искусственного интеллекта, способный действовать в реальном мире с помощью «интерфейса экзоморфных частиц», облекающих цифру в плоть. Это созданная самим Нео программа, вставшая на сторону людей. Впрочем, стороны и оппозиции давно смешались в доме Вачовски. За время отсутствия Избранного машины успели повоевать друг с другом, и теперь некоторые из них помогают свободным людям строить лучший мир с искусственным небом и почти настоящей клубникой. Остальные продолжают использовать хомо-сапиенсов как батарейки. Это в реальной действительности. В Матрице — в той и вовсе неразбериха со всякими модальностями, борьбой между элементами ПО и Архитектором-Аналитиком, замедляющим время.

Парадоксально, что персонажи этого дикого нового мира заняты по большей части отыгрыванием неряшливых реминисценций на оригинал в наскоро припоминаемом антураже.

Перелицованные ключевые эпизоды родительской трилогии — от выбора между красной и синей таблеткой до пробуждения в сумрачной реальности корабля-разведчика — выглядят плохо подвёрстанными в текст ссылками. Такими же выбивающимися из общей композиции URL предстают и аллюзии на мировую культуру. Не слишком затейливые, но органичные в первых трёх частях, в новом фильме они оказываются подражанием уровня фанфика. Кэрролловскому белому кролику здесь суждено оказаться татуировкой на плече девушки с именем Багз (Джессика Хенвик) — тёзке максимально инфантильного существа среди популярных представителей семейства зайцевых. Место корабля Навуходоносор занимает Мнемозина, названная в честь богини памяти, не дающей забыть, как важно помнить воспоминания.

Флэшбеки Нео о былых свершениях, оформленные в виде прямых цитат из предыдущих фильмов, взяты в качестве костылей для хромающего на обе ноги нарратива. Иронично, что картине 2021-го они не помогают, зато дают возможность, не прерывая просмотра, сличать происходящее с неповторимым оригиналом: разумеется, не в пользу новой истории.

Явившийся помянуть старое Избранный, даром что снова зряч на оба глаза, может двигаться по отчаянно реанимируемому сюжету почти вслепую, но зритель даже с самой прихотливой оптикой не разглядит в этих движениях и тени прежнего величия.

Современные наслоения на узнаваемую фабулу вызывают ещё меньше желания сопереживать миссии героев. Вместо повстанческого Зиона теперь Ио с его продвинутой биоинженерией, вместо Матрицы — прихотливое нагромождение модальностей, взаимодействующих по непонятным законам, а Нео и Тринити числятся в мире машин по разряду особо энергоёмкого топлива. Новые вводные либо не получают объяснений, либо проговариваются в формате говорящих голов: «Здравствуйте, я та самая программа-девочка, с которой вы встретились когда-то в метро. Вот что Вы пропустили...» В беспокойном поиске хоть какой-нибудь эмоциональной зацепки вскоре с ужасом замечаешь, что даже саундтрек катастрофически не соответствует происходящему. Столь же вымученным и дисбалансным выглядит план спасения Тринити: до конца не ясно ни зачем столько сложностей, ни почему это важно кому-то кроме пылкого влюблённого, ни в чём состоит триумф локальной победы.

Создаётся впечатление, что сценарием картины, где «Матрица» пародийно выведена как компьютерная игра, действительно, занимались разработчики компьютерных игр. Да и сам Нео больше похож именно на игрового персонажа. На смену глубокому пониманию природы виртуальной реальности приходят рефлекторные навыки вроде кунг-фу и остановки пуль, а в качестве главного скилла выбран телекинез с ап-грейдом, позволяющий отбрасывать живые и неживые объекты на почтительное расстояние. В контексте интровертного образа мистера Андерсона это, впрочем, по-своему остроумно. Но для Томаса, как сказал бы герой советской франшизы по Дюма, это слишком много, а для Нео — слишком мало.

Тем не менее, именно союз Избранного и его избранницы для фильма, как и для нарисованного в нём иллюзорного мира, остаётся главным и почти неисчерпаемым источником энергии.

Всё живое здесь обязано своим существованием паре главных героев. И пусть Нео для зрителей в 2021-м больше похож на Джона Уика, а для обитателей отреставрированной Матрицы — на неизвестного старика из зазеркалья (его, на самом деле, сыграл Стивен Рой, муж Кэрри-Энн Мосс). Пусть местный усталый Супермен конъюнктурно уступает право первого полёта Супервумен, что в случае Вачовски вдвойне симптоматично. Единственными, кто вопреки всему дышит настоящими чувствами, глубиной и духовным величием остаются здесь Ривз и Мосс.

Трагедия их персонажей не в потере памяти, которую неизбежно вернёт любовь, а в том, что мир вокруг за 20 лет необратимо изменился. За окнами бесконечных цифровых домов, за напускной сложностью и масочной эмпатией притаились уже не агенты Смиты, а многоликие, неотличимые в толпе боты, готовые по щелчку пальцев переключиться в «режим роя», растворяющего в общем потоке друзей и врагов, размывающего цели и смыслы любого сопротивления.

Герои — плоть от плоти цель и смысл — чужие на этом празднике существования, и в поисках пятого угла рука об руку зависают в воздухе.

2021-й с его шутками про «милф» и усердием в превращении притчи в видеоигру, заслужил такое воскрешение «Матрицы». Мотивацию Вачовски заниматься фильмом, кажется, можно оправдать только стремлением саботировать дальнейшие попытки продолжений.

Пытающийся чувствовать и думать зритель не ощущает от сервера ответа на запрос и гарантий будущего доступа к прежнему содержанию. Остаётся отчаянно уцепиться за свободную руку Нео, растерянно болтающегося в CGI-невесомости.

Виктор Лукьянов

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+
Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.
Подробнее

Лучшие подборки от редакции KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Опубликовано ID36756

Комментарии к «Ошибка 404: рецензия на фильм «Матрица: Воскрешение»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 4 из 5 (16)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!