Новости

Как устроены волшебные миры Хаяо Миядзаки

По образу реальной жизни

Первое, что впечатляет зрителя при просмотре фильмов Миядзаки — это визуальная составляющая. Уже с начальных кадров режиссёр показывает детально проработанный мир, существующий по своим правилам и законам. Зритель же улавливает лишь миг из жизни героев, который, кажется, будет длиться и после завершения фильма. Такой эффект создаётся прежде всего фирменной анимацией Миядзаки. Новому зрителю может показаться, что все мультики нарисованы вручную с помощью акварели — настолько нежно и гармонично выглядит мир режиссёра. Отчасти это действительно так — автор сначала с помощью карандаша и бумаги создаёт персонажей, а потом — раскадровки к будущему произведению, которые и делаются акварелью. Помимо этого, краской рисуются леса, водоёмы и другой фон, а уже сверху слоями переносятся движения людей и предметов. Поэтому на экране мы видим максимально реалистичные пейзажи. Режиссёр обращает внимание на всё, будь то окружающие главных героев персонажи, всегда занятые своим делом, или же просто мелкие детали домов и улиц.

В итоге мы видим на экране реальность, пропущенную через работу красок и карандашей.

За такой картинкой хочется наблюдать, искать интересные подробности и просто наслаждаться гармонией цвета и форм. И если многие японские режиссёры экспериментируют со внешней составляющей своих фильмов, то Миядзаки неуклонно работает в своём собственном стиле, поэтому кажется, что цвета из одной работы, перетекают в другую. Так автор создаёт единый, а главное узнаваемый всеми мир.

Фото: «Мой сосед Тоторо», 1988

Маленькие героини перед большими трудностями

Однако основная причина, почему мы так любим Миядзаки — это даже не прекрасные акварельные пейзажи, а его главные герои. А точнее героини, ведь в центре повествования автор в большинстве случаев помещает персонажа женского пола. В основном это девочки подросткового возраста. Однако в отличие от тех же диснеевских мультиков, приключения не завязаны на любовной истории. В основе сюжета лежит личное испытание, будь то спасение родителей, поиск младшей сестры или война за судьбу целого леса.

Каждая героиня встречается с, казалось бы, непосильными трудностями, однако благодаря стойкому характеру, уму и вере в будущее, персонажи Миядзаки преодолевают их и становятся только лучше.

Так происходит с главной героиней «Ведьминой службы доставки» Кики — лишь только поверив в себя и свою силу, к ней опять возвращаются способности к колдовству. Через это испытание начинается новый, ещё неизведанный этап её жизни. При этом Кики, как и подобные ей героини, не теряет своей эмоциональности и радости. Этим и запоминаются героини Миядзаки: они самостоятельно пробиваются через сложившиеся обстоятельства, спасая и себя, и окружающих, но оставаясь настоящими и искренними. Так Миядзаки показывает нам мир через призму женского персонажа, однако не навязывая никаких стереотипов и стандартов. Мы просто проникаемся чистыми характерами его героинь, постепенно влюбляясь в них и ожидая новой встречи на экране.

Фото: Кадр из аниме «Ведьмина служба доставки», 1989

Духи как часть жизни

Интерес в произведениях Миядзаки вызывают не только смелые главные героини, но и второстепенные персонажи. Мультфильмы режиссёра всегда наполнены разными фантастическими и мифическими существами и духами. Многие из них находят основу в национальной японской культуре и синтоизме (традиционная религия Японии). Однако Миядзаки никогда не берёт в основу сюжета уже готовое божество или дух. Опираясь на мифы, сказки и легенды, аниматор с помощью своей безграничной фантазии создаёт персонажа заново, согласно идее мультфильма. В «Принцессе Мононоке» так появляются существа по имени Кодама — это духи деревьев, охраняющие лес. Режиссёр представил их в виде маленьких человечков, то и дело исчезающих и появляющихся перед героями. В легендах же они описаны как призраки в образе старцев. Позаимствован из японской мифологии и один самых известных персонажей автора — Безликий Бог Каонаси («Унесенные призраками»). У него нет конкретного аналога, но подобный образ возникает в японском фольклоре. В свою очередь, второй любимый герой фанатов Миядзаки — Тоторо, который является символом студии режиссёра «Гибли», был полностью выдуман. В мультфильме он показан как дух леса, однако в переводе на японский его имя будет созвучно слову «тролль». Такое разнообразие персонажей погружает зрителя не только в мир мультфильмов Миядзаки, но и во всю Японскую культуру, с которой обычно не знаком рядовой зритель. Эти причудливые герои делают истории привлекательными как для взрослых, так и для детей.

Фото: Кадр из аниме «Унесенные призраками», 2001

Интересно, что через отношение к духам и божествам режиссёр раскрывает и характеры своих героев: все положительные персонажи относятся к существам с уважением и почётом, благодаря их за помощь и защиту. И неважно, злой это дух или нет. Например, к тому же Безликому, приносящему хаос в дом Юбабы, Тихиро относится с добротой и чуткостью. Так Миядзаки поднимает для зрителя тему гармонии между человеческим миром и духовным, невидимым нашему глазу.

Экоактивизм и философия смерти

Несмотря на то, что Миядзаки снимает для детей, его работы наполнены огромным количеством серьёзных, а порой даже философских тем. Как говорит сам автор: «Хороший детский фильм нужно снимать с расчётом на взрослых». Вопросы войны, отношения человека и природы, чрезмерного потребления и механизации общества, отказ от традиций и семейных ценностей — всё это звучит в мультфильмах японского режиссёра. Особенное место в его анимационных фильмах занимает проблема экологии. Сам Миядзаки уже давно является экоактивистом, поэтому тема отношений человека и природы звучит, начиная с его первых мультфильмов. В «Навсикае из Долины ветров» показан мир после катастрофы, в котором главная героиня борется за спасение окружающей среды. Подобная проблема лежит и в основе «Принцессы Мононоке», где явно видно противопоставление природы и человеческой цивилизации. В них Миядзаки показывает, что люди не должны бороться с окружающим миром, а наоборот — только гармоничное сосуществование может сделать жизнь этих двух миров счастливым. При этом Миядзаки не противник технологий и прогресса. То и дело в его работах возникают машины и механизмы, помогающие героям или играющие в сюжете важную роль, как, например, в «Ходящем замке». Вопрос только в том, как это использовать без вреда для окружающих. В мультфильмах есть и более сложные темы, как, например, восприятие болезни или смерти. Режиссёр то и дело ставит перед своими маленькими персонажами проблему потери близких, с которой они должны научиться жить. Это делает мультфильмы Миядзаки многослойными, что позволяет каждому зрителю найти свой уровень понимания и при каждом просмотре открывать всё больше новых тем.

Фото: Кадр из аниме «Принцесса Мононоке», 1997

При этом, в работах Миядзаки нет чёткого определения «хорошего» и «плохого». Даже антагонисты могут поменять свою позицию и вступить на путь гуманности и любви, ведь только это, по мнению режиссёра, является правильным. Эта идея господства сил доброты и искренних чувств делает мультфильмы Миядзаки поучительными, закладывая самые чистые мысли как в маленьком, так и во взрослом зрителе.

Никуда без самолётов

Помимо взглядов, Миядзаки переносит из фильма в фильм и свои увлечения. Одним из таких являются самолёты. С ними у режиссёра связана личная история: его отец был директором фабрики по изготовлению деталей самолётов, поэтому будущий аниматор с детства был погружён в атмосферу конструирования авиатехники. Спустя несколько лет интерес Миядзаки к летающим аппаратам так и не пропал, то и дело появляясь в мультфильмах. Некоторые картины автора и вовсе полностью посвящены теме самолётов, как, например, аниме «Ветер крепчает», рассказывающее о судьбе молодого авиаконструктора Дзиро, или «Порко Россо», с его историей о человекообразной свинье-пилоте. Однако тема полёта может появиться и косвенно. Зрители то и дело улавливают в жизни персонажей или игрушечные самолетики, или самодельные летательные аппараты. Ведь авиастроение для Миядзаки — это что-то на грани волшебства и фантазии, поэтому многих своих героев он наделяет любовью именно к этой деятельности.

Фото: Кадр из аниме «Ветер крепчает», 2013

Внося в свои мультфильмы собственные увлечения или любимые занятия, Миядзаки оставляет в каждой истории частичку себя. И не важно, говорит он в этот момент о маленькой семейной истории или о спасении всего мира от экологической — каждый из этих сюжетов наполнен искренностью и любовью режиссёра, как к своим героям, так и к своему ремеслу. Поэтому каждый раз нам так приятно погружаться в этот волшебный, но при этом очень близкий к реальности мир.

Текст — Кристина Ибрагимова.

Оставьте комментарий
Рекомендации