Родион Раскольников (Иван Янковский) — студент юридического факультета, который погряз в нищете: герой ворует кефир из супермаркета и вот уже четыре месяца не может оплатить аренду комнатушки в коммуналке. От поддержки единственного друга — Дмитрия Разумихина (Тихон Жизневский) — гордый студент отказывается. Его сестра Дуня (Любовь Аксёнова) работает няней в поместье Марфы Петровны Свидригайловой (Юлия Снигирь) и её мужа Аркадия Свидригайлова (Владислав Абашин), который с позволения жены крутит романы с прислугой.
Всё это время Раскольников бродит по Петербургу, видит абсурдные сны и знакомится с семьёй Мармеладовых, где глава семейства Семён Захарович (Олег Дуленин) пьянствует, его жена Катерина Ивановна (Виктория Толстоганова) недовольна бедной жизнью, а старшая дочь Сонечка (Диана Енакаева / Алёна Михайлова) от безысходности вынуждена идти работать в ночной стриптиз-клуб. Насмотревшись на беды жизни, Раскольников решает проверить свою безумную теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих» и попробовать убить мерзкую старуха-процентщицу (Ёла Санько). К тому же к преступлению толкает уж больно обаятельная Тень (Борис Хвошнянский).
Роман Достоевского «Преступление и наказание» вышел в 1866 году, но без всяких сомнений он остаётся актуальным до сих пор. Ведь Фёдор Михайлович создал не просто интереснейший детектив, где преступник известен сразу, а читатель наблюдает за игрой в кошки-мышки между следователем и убийцей. «Преступление и наказание» — это бесконечный философский пласт для анализа и размышлений, поскольку Достоевский руководствовался больше социально-психологической составляющей произведения, а не сюжетной.
Владимир Мирзоев, известный благодаря мистическим «Топям» и детективу «Внутри убийцы», решил не идти по пути буквальной постановки. К тому же нет смысла тягаться с экранизацией 1969 года от режиссёра Льва Кулиджанова. Поэтому Мирзоев вместе с командой попробовал осовременить книгу — то ли из-за нехватки бюджета, ведь костюмная драма и восстановление Петербурга Достоевского — недешёвое удовольствие, то ли из-за искренней любви к приёмам 2010-х и театральным фишкам, где классику на современный лад можно нередко встретить. Однако оригинальности от этого нового прочтения известного всем сюжета не прибавилось.
Главная проблема в том, что недостаточно перенести действие романа в XXI век, чтобы сделать его актуальным и созвучным современному человеку. Проблематику нужно переосмыслить и сделать надстройку, которая будет откликаться. Беда в том, что самому интересному персонажу — Раскольникову — отведено чуть ли не меньше времени, чем семье Свидригайловых и Дуне. А введение в повествование Тени, которая толкает на преступление, так и вовсе упрощает внутренний конфликт героя.
У Достоевского Раскольников очарователен и обаятелен в своей демоничной невротичности. В потоке его бреда читатель находится на грани того, чтобы ненароком проникнуться болезненной и деструктивной теорией, которую весьма умный студент придумал. Его доводы и аргументы логичны, а интерес к философии и метафизике зла как раз и возносит роман на новый уровень. Но вот вполне убедительная теория рушится, а Раскольников приходит к раскаянию и искуплению.
У Мирзоева же Родион Романович просто похож на городского сумасшедшего, который кричит и кидается на прохожих, видит бредовые сны и разговаривает с чёртом. Юнговская тень была и у Достоевского, но совершенно на других основаниях.
Убедительный и очень органичный Иван Янковский вряд ли спасает ситуацию. Ведь уже по сценарию его персонаж лишён достоевской глубины. И отказываться от внутренних терзаний в пользу мифической Тени было несомненно главной ошибкой.
Другой провал сериала в том, что повествование не держит фокус, а творческая команда по не очень логичным причинам отказывается от центральной фигуры (очевидно, Раскольникова). В равной степени нас погружают в историю семьи Мармеладовых, болезненные отношения внутри четы Свидригайловых, пугающие травмы и боли арендодательницы Раскольникова и множество других сюжетных линий, которые в романе органично уживались, но для экрана не были переработаны. Темпоритм у проекта утомительный. Убийство случается лишь в четвёртой серии, а линии персонажей становятся лишь туманнее.
Если и говорить об осовременивании романа, то в новом проекте «Кинопоиска» оно оказалось лишь частичным. Да, Раскольников похож на современного студента в бежевом тренче и толстовке, по подозрительно пустынному Петербургу разбросаны электросамокаты, имение Свидригайловых — это роскошный особняк с Рублёвки, Марфа Петровна потягивает апероль, Семёна Мармеладова переезжает машина, а вместо писем герои общаются голосовыми сообщениями. Но в то же время Аркадия Свидригайлова выкупают «за 30 серебренников», старуха-процентщица не превращается в какого-нибудь микрокредитора, Раскольников закладывает часы и папиросницу, да и вообще речь героев почти что списана с текста. Выходит какая-то не до конца осовремененная трактовка, а общение на русском языке XIX века так и вовсе превращает проект в нелепый абсурд и делает игру звёздного каста максимально искусственной.
Стиль Владимира Мирзоева, конечно, узнаваем. Мрачный цветокор, неестественные и искривлённые ракурсы, использование широкого объектива, тяга к слишком образным метафорам, излишняя сексуализация женских персонажей. Режиссёр не стал ограничивать себя «Преступлением и наказанием». В эпизодах можно встретить отсылки к «Братьям Карамазовым» или «Запискам из подполья». Как будто мы смотрим сериал-кроссворд. Но всё это не имеет под собой никакого сакрального смысла — абсурд ради абсурда, отсылка ради отсылки, а не ради обнажения или подчёркивания чего-то сверхважного. Стойкое ощущение, будто смотришь «Топи» с другим сюжетом.
Текст — София Маргацкая
Пропускать сериал или нет — зрителю предстоит решить самостоятельно. Ведь с одной стороны, это как минимум стильная попытка рассказать одну из самых известных в мире историй, с другой же стороны — явное пособие по тому, как классику осовременивать точно не стоит. Вечные, не покрытые слоем пыли смыслы растворились в увлечении отсылками и потеряли свою, казалось, нерушимую актуальность. Топор занесён совершенно неверно.