Новости

С мечтой в руке: рецензия на фильм «Гнев»

Ида (Манал Исса) живёт в небольшой деревне в Ливане. Её мать (Жюлия Кассар) постоянно упрекает девушку в том, что она много рисует и не интересуется хозяйством. Увлечения Иды поддерживает только отец (Хуссам Сабба). Из-за военных действий в дом попадает бомба. Погибает младший брат героини — Набиль, а отец из-за травмы оказывается прикованным к постели. Мать сходит с ума от горя, начинает много выпивать и терроризировать девушку. Ида вынуждена оставить больного отца и переехать в квартиру своего дяди Ражи (Мохамед Акил) в Бейруте. Там она учится в художественном университете, фиксирует в свой скетчбук городские пейзажи и работает официанткой в местном кафе. Впоследствии Ида встречает Ханса — солидного француза, который приехал в Ливан работать в международной компании. Для Иды их роман кажется счастливым, пока она не понимает, что попала не просто в абьюзивные отношения, а стала пешкой в опасной игре террористической организации.

Фото: m.imdb.com

Иванова долгое время работала в документалистике, что видно буквально с первых кадров игрового дебюта. Иногда даже не верится, что всё происходящее в кадре — это постановка, настолько реалистично выстроены планы. Возможно, дело в естественной ручной камере, за которую отвечал оператор-постановщик Томассо Фиорилли. Кажется, что находящиеся в кадре герои — обычные люди, случайно запечатлённые объективом камеры, а не ливанские и французские актёры, которые играют свои роли в художественном фильме.

Фото: kinopoisk.ru

Интернационализм наблюдается абсолютно во всём и одним фактом копродукции не ограничивается. Герои весь фильм говорят на французском и арабском языках, называют Бейрут Парижем Ближнего Востока, а внутренняя составляющая драматургии так и несёт в себе русскую душу. Почему-то ливанская девушка легко представляется в реалиях нашего менталитета. И то ли у мечтательной души нет нации, то ли Иванова сотворила невероятную магию под названием кино.

Солнечный Ливан, мечты о будущем и стремление к видению прекрасного в «Гневе» переплетаются со страхом и невыносимой тревогой, которая пускает метастазы по всему фильму.

Война, разрушенный дом, гибель брата, тирания матери, побег из дома — на всё это безумно тяжело смотреть. Даже второй акт, который полностью построен на романтической истории Иды и Ханса, призванный дать зрителю небольшую передышку и глоток свежего воздуха, всё равно держит в напряжении. Мозг понимает, что за безупречным счастьем, первой любовью и почти идеальными отношениями прячется зверь. Тревога не отпускает, и прекрасная love story — всего лишь повод усомниться в героях и приготовиться к развитию.

Странности не заставляют себя долго ждать. Несмотря на все ожидания и вполне очевидные догадки, Ивановой удаётся держать интригу в этих отношениях. Внимание привлекают по-режиссёрски точно выстроенные сцены и пластика в каждом кадре, которая складывается в удивительную хореографию лиц из эмоций, жестов, действий, теней и света. Так, лейтмотивом становятся сцены, когда Ида неустанно каждый вечер смотрит в глазок в ожидании Ханса, отмечая карандашом дни прямо на деревянной двери. Показать зависимость и ожидание так болезненно и интимно не каждому под силу. Горечь ощущается ярким синим светом, падающим в тёплую комнату.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Режиссёр не просто занимает героев в кадре чем-то абстрактным, ему удаётся связать их и пространство воедино. Фильм выстраивается в отдельный мир, который хочется изучать. Может быть, поэтому флэшбеки в канве практически линейного повествования выглядят здесь не как ошибка драматургии или устаревший приём, а как потерянный пазл, которого не хватало для полной картины. Однако эту картину слегка потряхивает от сюжетного твиста в финале, что добавляет ещё большей остроты событиям.

Суть фильма каждый увидит по-разному. Для кого-то фокус сместится на абьюзивные отношения, которые в последнее время выступают как предмет различных исследований и дискуссий. Кто-то будет искать истину в особенностях национального колорита и контексте страны действия. Возможно, на первый план выйдут отношения Иды с матерью как ещё одной черты её личности, являющейся ключом к разгадке фильма. В конце концов «Гнев» можно трактовать как историю о девушке, которая мечтала рисовать, видеть мир по-своему, быть свободной и счастливой. И гнев здесь — не чувство, а понятие, объемлющее внутренний и внешний мир. Побороть его можно лишь стремлением к лучшему в самом себе.

Фото: kinopoisk.ru

Совершенно точно здесь лишь одно — каждому фильму своё время. Так вот, время для того, чтобы посмотреть «Гнев», настало прямо сейчас. Чтобы пройти ад на земле, но в конце концов унести в руках свет и мечту.

Текст — София Маргацкая.

Оставьте комментарий
Рекомендации