Об авторе материала:
Галя Журавлёва, изучала музейное дело в СПбГУ, водит экскурсии по Петербургу и мечтает снова начать путешествовать.
Чтобы вы в полной мере оценили грандиозность представленных работ, предлагаем подробнее поговорить о великом экспериментаторе и новаторе Кандинском, который:
До 1910-х годов абстрактной называли любую живопись, где формы изображались упрощённо по сравнению с более детальной, «реальной» передачей окружающего мира. Скажем, абстракционизмом можно было назвать древнюю наскальную живопись или детские рисунки — отсюда берёт начало знаменитая проблема современного искусства «мой ребёнок тоже может так нарисовать».
Конечно, найти точный момент переворота в искусстве всегда очень сложно, потому что многие произведения и идеи потерялись или остались достоянием узкого круга людей. Однако считается, что современный абстракционизм появился в 1910 году, когда Кандинский создал первую в нашем понимании абстрактную композицию. Что вдохновило его на поиски альтернативных живописных методов? Источники говорят, что художник был очень впечатлён творчеством импрессионистов и музыкой композитора-экспрессиониста Арнольда Шёнберга. С последним он даже вёл переписку и отправлял тому работы, созданные по мотивам его произведений.
Конечно, в своём стремлении к новому Кандинский был не одинок: пионерами абстракционизма вместе с ним стали, например, нидерландец Пит Мондриан, француз Франсис Пикабиа и Казимир Малевич, с которым Кандинского связывала дружба и разные художественные задумки, великие и не очень.
Что мы видим, когда смотрим, например, на первую абстрактную акварель Кандинского?
Тут нет конкретного предмета, сюжета или фигуры (поэтому абстракционизм называют беспредметной, нефигуративной живописью), но есть сочетание цветов, линий, мазков и геометрических форм, которые вместе как будто бы ничего не значат, но при этом заинтересовывают, наталкивают на ассоциации, заставляют «всмотреться».
Это главное, что нужно знать об абстракционизме: когда мы смотрим на работы Кандинского или других художников, мы смотрим на другую реальность, которая существует не только в видимом окружающем мире, но и в мире наших чувств — слухе, осязании, зрении, обонянии и вкусе, а ещё очень важной для абстракционизма интуиции.
Кандинский обладал полезным для художника-абстракциониста качеством: из-за особенного чувственного восприятия — синестезии — он «слышал», как «звучит» цвет, и многие свои работы по-музыкальному называл «композициями».
Василий Кандинский, «О духовном в искусстве»:
«Голубой цвет, представленный музыкально, похож на флейту, синий — на виолончель и, делаясь всё темнее, на чудесные звуки контрабаса; в глубокой, торжественной форме звучание синего можно сравнить с низкими нотами органа...».
Кандинский жил в интереснейшее, но очень сложное время, и его одинаково считают «своим» минимум две страны: Россия и Германия. На его сознательную жизнь выпало две мировые войны и Октябрьская революция. Об этом периоде, когда всё быстро и непредсказуемо менялось, можно прочесть в книгах «1913. Лето целого века» и «Время кометы. 1918: мир совершает прорыв».
Художник заранее позаботился о том, чтобы быть понятым, поэтому в 1912 году написал «О духовном в искусстве», объяснил там свои взгляды на современное искусство и сформулировал художественную концепцию. Этот труд обязателен к прочтению всем, кто хочет по-настоящему понять, «что имел в виду автор-абстракционист».
Также для начала знакомства с миром мастера советуем виртуальный мастер-класс «Знакомимся с абстракцией». Подборку документальных фильмов о Кандинском вы найдёте здесь. Ну и, конечно, заходите в любой альбом живописца в сети (например, на сайте «Артхив») и погружайтесь в абстракцию. Для настроя можно включить подборку произведений Арнольда Шёнберга.