По сюжету мать не спускает глаз с красавицы Лизы, препятствуя ее свиданиям с возлюбленным. Но отчаянный юноша забирается в сарай дома своей любимой. Туда же ничего не подозревающая мать запирает перед свадьбой невесту.
На создание либретто к балету Доберваля вдохновила сцена, самолично увиденная им в дешёвой придорожной харчевне: мамаша застукала свою дочь на сеновале с молодым человеком. Доберваль мгновенно придумал развитие истории — любовь между невестой, предназначенной богатому, но полюбившей простолюдина. Доберваль был директором балетной труппы Парижской Королевской академии музыки, а значит, имел весьма и весьма серьезное влияние на вкусы публики того времени. Он является основателем комедийного балета, героями которого стали самые обычные люди с их проблемами и недостатками. Это стало новой эстетикой балетной сцены, и данный спектакль — единственный дошедший до наших дней образец классического репертуара, в котором герои были современниками зрителей.
Первая премьера, в которой парижские балерины в фижмах и туфлях с бриллиантами изображали застенчивых крестьянских девушек, имела просто оглушительный успех. Но, увы, балет был забыт после Великой Революции. Вторую жизнь ему подарил сэр Фредерик Аштон, поставивший произведение для Королевского балета в Лондоне. Сейчас на сцене Большого театра — работа знаменитого хореографа Юрия Григоровича, который ставил себе задачу обновить и возродить французский балет в новом тысячелетии.
Отзывы о балете «Тщетная предосторожность»