В основе обоих произведений «маленькая трагедия» Пушкина о Моцарте и Сальери: они оба пишут музыку, только Сальери считает, что легкому и беспечному Моцарту все дается слишком просто, тогда как он, Сальери, достигает успеха большим трудом, и зависть побуждает его отравить своего товарища. Таким образом, с легкой руки Пушкина в истории за Сальери закрепляется миф о его связи со смертью великого композитора. Но многие историки, пытаясь разобраться в ситуации, стали сравнивать судьбы двух музыкантов и нашли завистнические мотивы сильно преувеличенными: по их мнению, прижизненная слава Сальери могла быть ничуть не меньше славы Моцарта. В 1997 году даже состоялся суд над Сальери, на котором он был полностью оправдан. Тем не менее, легенда, описанная Пушкиным, была всем известна и в конце XIX века вдохновила Римского-Корсакова на создание оперы.
Вдохновила она и современного композитора, пианиста и педагога Александра Чайковского (кстати, не имеющего родственных связей с Петром Ильичем Чайковским): он сочиняет капустник, или оперу-шутку, на этот же сюжет. Только рассказывается он в обратном порядке. Действие происходит за кулисами после представления. Рабочие сцены: Мотя и Савелий отдыхают и вспоминают прошедший спектакль задом наперед.
Отзывы об опере «Моцарт и Сальери. Мотя и Савелий»