Зачастую «очень продвинутый» и «давно миновавший классические рамки» режиссер берет бессмертное произведение и делает в нем все «по-другому», наплевав, по большому счету, и на авторский текст, и на авторский подтекст, и на автора в целом. Он улучшает исключительно самомнение, а такого, к счастью, чуткий зритель не прощает. Увидев описание нового «Бориса Годунова», можно подумать, что в Екатеринбургском Театре Оперы и Балета поставили оперу именно так. Однако это ошибочное мнение. Изменения в спектакле есть, и они весьма заметны, но со сцены играют все же оперу Мусоргского, а не «новомодную» постановку.
Режиссер Александр Титель позволил себе взглянуть на оперный шедевр немного шире, представив трагедию «Борис Годунов» вне привычных исторических рамок. Откинув эпичность и древнерусский антураж, он показал зрителю эмоции и взаимоотношения, царящие в этой опере и придающие ей ту самую «изюминку», из-за которой ее ставят уже не первое столетие. А если учесть, что гастроли постановки проходят в рамках фестиваля «Золотая Маска», можно сказать наверняка — опера, хотя и имеет непривычные декорации, обладает всеми признаками классического искусства.
Уникальность постановки заключается не в том, что герои одеты в пиджаки чиновников и пальто или в рабочую заводскую одежду, а не в соболиные шубы. Главной особенностью является возвращение к первозданной, лаконичной авторской версии драмы. Режисер Титель вырезал и изъял ненужный лоск и показал авторское видение композитором произведения Пушкина.
Декорации на сцене также информативны — это каземат с бетонной стеной, металлические лестницы, по которым народ вынужден взбираться в погоне за счастьем и властью, это решетки, сквозь которые пытаются разглядеть небо герои, это грубая кладка. Все это подчеркивает несовершенство, все кричит о беде, постигшей страну.
Еще один козырь, который поможет зрителю ощутить реальность происходящего, — это актер, играющий сына Бориса. Двенадцатилетний мальчишка, великолепно исполняющий свою партию на сцене, тем самым показывает изнанку власти — ее неспособность и слабость.
Спектакль идет без антракта, он является чем-то цельным, заставляющим прочувствовать ту боль, которую дано было пережить русскому народу.
Купить билет на оперу «Борис Годунов» вы можете на нашем сайте.
Отзывы о спектакле «Борис Годунов»