Работая над пьесой «Дом, где разбиваются сердца», знаменитый ирландский романист и драматург не скрывал своего увлечения поэтикой Чехова — отсюда и второе название произведения: «Фантазия в русском стиле на английские темы».
Изданная лишь после окончания Первой мировой войны — в 1919 году — книга Бернанда Шоу была крайне интересна для театра: сложные перипетии человеческих взаимоотношений всегда становились центром внимания режиссеров. В данном же случае постановщиков привлекало вплетение второстепенной линии, а именно — войны. Она является квинтэссенцией жестокости, она меняет до неузнаваемости судьбы людей, самих людей. Каждый герой спектакля Евгения Каменьковича проходит через лабиринт самоизменения, даже более того — измен самому себе. Изначально зритель видит перед собой четко очерченного по характеру и темпераменту персонажа, однако такое представление является категорически ложным. В течение всего спектакля героя бросает от одной истины к другой, к третьей, и, наконец, спустя серию истеричных выбросов, поступков, публика осознает истинную сущность героя.
Таков Гектор Хэшебай (Илья Любимов), который, еле перенося скуку повседневности и горячо любя свою жену Гесиону (Наталия Курдюбова), становится просто крохотным орешком под каблуком своей супруги. Кажется, что в пьесе нет ни одного положительного персонажа: вокруг лицемерие, давящая бездеятельность, козни, интриги. Однако режиссером была избрана цель не обличить пороки общества. Евгений Каменькович в соавторстве со Светланой Калининой (художник по костюмам) и Владимиром Максимовым (художник-сценограф) создали эстетически притягивающий спектакль. Разбросанные по полу пробки от откупоренных бутылок могут навести на мысль о некотором волшебстве Джинов (как известно, проживающих в подобных сосудах), которого ждут обитатели дома капитана Шатовера (Карэн Бадалов). Ведь герои Бернанда Шоу сотни раз мечтали изменить свою жизнь. Усадьба капитана напоминает корабль, актеры одеты в восточные халаты. Вся атрибутика напоминает зрителю сказочный фарс, однако серьезности мысли ирландского драматурга это не убавляет.
Справедливо пьесу считают непростой для постановки, и с момента мировой премьеры в 1920 году за неё брались избранные театральные коллективы. В одном из интервью режиссер спектакля Евгений Каменькович называет пьесу «одной из самых интеллигентных в мире» и упоминает о некоторых страхах перед премьерой, связанных с ее некой «излишней элитарностью». Однако постановка не покидает репертуар московского театра Фоменко более 10 лет.
Отзывы о спектакле «Дом, где разбиваются сердца»