Считается, что «Дьявол» автобиографичен: Толстой описал в ней свое увлечение крестьянской девушкой и свои чувства, с которыми ему приходилось бороться. Эта повесть долгое время была спрятана за обшивкой кресла, но много лет спустя граф снова вернулся к ней и стал дорабатывать, тщательно разбираясь в страстях главного героя и, возможно, анализируя прожитую жизнь.
Молодой Иртенев приезжает в свое поместье, чтобы поправить хозяйство. Здесь он встречает крестьянку Степаниду, которая будит в нем здоровые мужские желания. Их страстные отношения душу Иртенева особенно не тревожат — он продолжает заниматься имением и даже женится на Лизе. Герой вполне счастлив. Но образ Степаниды, тяга к ее пышущему жизнью телу, сводит молодого человека с ума. Его жизнь становится невыносимой. Имея твердые моральные убеждения, постоянно разрываясь между долгом и влечением, мучимый совестью, он так и не позволяет себе изменить жене, хоть отношения со Степанидой и носят лишь физиологический характер. Безвыходная ситуация заставляет героя взять в руки револьвер. Толстой предлагает два варианта исхода для Иртенева: самоубийство или же убийство бывшей любовницы с последующим алкоголизмом. Выбор в данном случае, как и выбор в семейной жизни, остается за читателем.
В подобной жизненной ситуации человек просто обязан принять ту или иную сторону. У постановщика, взявшего такой сюжет, тоже есть свой, творческий выбор стиля спектакля — между физиологичностью и поэтичностью. Михаил Станкевич решается на третий, промежуточный вариант, где нет ни вульгарности, ни чрезмерной романтики.
Отзывы о спектакле «Дьявол»