«Таня» стала дебютом Алексея Арбузова. Он писал ее для актрисы Марии Бабановой, перед талантом которой драматург преклонялся. Бабанова и стала первой исполнительницей роли Тани. А вслед за премьерой пьесу подхватили практически все крупные советские театры.
Таня, безумно любящая Германа, одаренного инженера, бросает свою собственную карьеру, чтобы ему помогать. Но любовь Германа недолговечна — он находит другую женщину. Таня решается уйти, у нее рождается ребенок, который вскоре умирает. Пережив череду бед, героиня становится врачом и уезжает на Дальний Восток, сумев сделать себе имя, заслужить всеобщее уважение на новом месте и позже даже спасти ребенка, родившегося в новой семье бывшего возлюбленного.
В литературе есть девушки тургеневские, а есть арбузовские — сильные, честные, способные на самопожертвование. Таня — классический вариант такой героини. Существует знаменитый фильм Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой в заглавной роли. В нем актриса играет не жертву обстоятельств, свалившихся на нее извне. Ее Таня пытается бороться сама с собой, старается победить свою природу, которая сделала ее столь уязвимой.
Пьесу Арбузова можно ставить и как историю становления сильной женщины, и как мелодраму. Спустя почти 80 лет она дает постановщикам дополнительный объем — возможность вступить в отношения со временем. Театр может воплотить время действия буквально, может его стилизовать, может только лишь слегка наметить, затеяв разговор об общечеловеческих ценностях. Одним словом, популярность пьесы совсем не помеха для создания новой интерпретации, а прошедшие годы только играют на руку.
Отзывы о спектакле «Таня»