Балетная музыка Стравинского, впервые представленная публике в рамках дягилевских «Русских сезонов», проходивших во Франции, вызывала весьма неоднозначные реакции у публики. «Жар-птица» и «Весна священная» — балеты с непростой историей, недалеко отстоящие друг от друга по хронологии. Однако по части музыкального языка между ними лежит непреодолимая пропасть.
Музыка к «Жар-птице» была изначально заказана Лядову, однако тот за полгода продвинулся в её написании весьма незначительно (дело ограничилось покупкой нотной бумаги), и заказ перепоручили ещё малоизвестному тогда Стравинскому. Музыка получилась весьма интересной, хотя и не радикально новаторской, и положила начало долгому сотрудничеству Дягилева и Стравинского. В результате этого сотрудничества и родилась «Весна священная» — уникальное произведение, аналогов которому нет в истории музыки.
Отзывы о балетах «Жар-Птица» и «Весна священная»