Опера, родившаяся незадолго до «Саломеи» Рихарда Штрауса, олицетворяет собой эпоху модерна. Человеческую драму композитор поместил в экзотическую оправу — действие разворачивается в Японии. Это первая опера Пуччини с восточным колоритом. Однако всё его внимание сосредоточено на главной героине.
Чио-Чио-сан проходит путь от наивной пятнадцатилетней девочки до взрослой женщины, познавшей душевную драму. Для режиссёра Дениса Азарова это в первую очередь драма об обманутых надеждах юной души. Девушку выкупили, она это понимает, и это для неё норма. Но она рада, что её выкупил не японец, и верит: её жених Пинкертон — особенный, в её жизни всё будет по-другому, и она будет счастлива. Однако Пинкертон оказывается таким же, как другие. Потребительское отношение к женщине настигает героиню и здесь.
Вообще, европейская идея потребления прослеживается во всей опере. Спектакль отражает столкновение восточной и западной культур, которое постановщики передали средствами поп-арта. Узнаваемые предметы помогают рассказать историю, не привязанную ко времени. Это смешение американского и японского выливается в нечто третье: Чио-Чио-сан уже не японка, но и американкой быть никогда не сможет. В итоге она уходит домой, к самой себе, совершив харакири.
Действие происходит в Нагасаки — городе, который постигла трагедия. Одна из причин — то самое обесценивание чужой культуры, которая для Запада не более, чем приманка для туристов. Именно об этом так пронзительно писал Пуччини задолго до атомной катастрофы.
Чтобы узнать подробности, нажмите кнопку «Купить билет»
Отзывы об опере «Мадам Баттерфляй»