«Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского — одно из самых востребованных произведений мирового балетного репертуара. Традиционно «Щелкунчика» ставят как волшебную сказку, где дети резвятся в ожидании Рождества, ёлочные игрушки оживают, а храбрый деревянный человечек оказывается прекрасным принцем. Во втором акте герои попадают в сказочное королевство, которое в балете представлено как череда восхитительных жанровых танцев.
В основу либретто легла сказка Теодора Амадея Гофмана, но от авторского замысла в нём осталось немногое. Исчезла мрачноватая мистичность, столь характерная для гофмановских историй. Путешествие в волшебное королевство писатель изображает как сказку в сказке, совершенно размывая грань меду сном и реальностью. В классической версии балета этот момент опускается.
Хореограф Кристиан Шпук приближает свою постановку к оригинальной сказке Гофмана. Ему интереснее отразить фантастическую сторону произведения, чем нарядную рождественскую историю. Музыку Чайковского он сочетает с демонизмом и юмором, со странными и многообразными существами, населяющими гофмановскую сказку.
Отзывы о балете «Щелкунчик и Мышиный король»