Бумажная архитектура — это проекты зданий, которые не могут быть претворены в жизнь по самым разным причинам — от сложности идеи до цензурных соображений. Зарождение этого направления в искусстве связано с именем итальянца Джованни Баттиста Пиранези, жившего в XVIII веке. Его утопические строения, существующие только на поверхности бумаги, впечатляют смелостью конструкций и революционностью решений. В числе немногих реализованных проектов мастера — церковь Санта-Мария на Авентине (Рим). В настоящий момент в Музее изобразительных искусств имени Пушкина проходит выставка произведений художника.
Эстетика Пиранези отразилась в работах Клода Никола Леду, Этьена-Луи Булле, Джакомо Кваренги, Винченцо Бренны, Ильи Уткина, Михаила Белова, Юрия Аввакумова. Именно последний, к слову сказать, ввёл в обиход термин «бумажная архитектура».
Федерика Росси на протяжении долгого времени занималась исследованиями в Высшей нормальной школе (Пиза), в 2012 году стала приглашённым преподавателем в Московском архитектурном институте. Сейчас она ведёт научно-исследовательскую работу при Немецком институте (Флоренция). Несколько лет назад Росси получила итальянскую национальную премию Pinax d’Argento.
Группа собирается у экскурсионного бюро. Предварительно необходимо взять в аренду наушники (залог — 1000 рублей).
Отзывы о встрече с Федерикой Росси на выставке «Пиранези. До и после. Италия — Россия. XVIII–XXI века»