Искандер Исламгалиевич, что такое иронический постмодернизм, какие у него черты?
Для меня иронический постмодернизм — не течение и не направление, а мировоззрение и состояние души. Это некоторая усталость от бурно прожитой молодости, ностальгические, иронические и критические воспоминания о ней. Ирония постмодерна по своей природе скептическая, поэтому она нарушает привычные людям стереотипы и банальности. Я в своём творчестве отхожу от предметности и правдоподобия — к гротеску, фантазии и абсурду; от реализма — к новому сюрреализму, в чём-то даже к пародии. И часто мои картины по форме и по содержанию контрастируют с устоявшимися коллективными традиционными представлениями о живописи. Если попытаться сформулировать всё в одной фразе, то иронический постмодернизм — это ирония вместо пафоса.
Художники с военным прошлым часто переносят свои воспоминания на холст, но только не вы. Во всяком случае, так не скажешь на первый взгляд. Это осознанное решение?
Военное прошлое, конечно же, оставило свой след в моём сознании и на восприятии мира. Это яркая часть моей жизни. Военное прошлое можно сравнить с татуировкой эмблемы ВДВ, которые мы себе накололи по молодости в Афганистане, гордые тем, что попали служить в легендарные элитные десантные войска. Она остаётся с тобой навсегда, со временем становится блёклой, но даже если её свести, всё равно останется шрам. Жизнь продолжается, и невозможно двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад. Я фиксирую свои воспоминания, эмоции на холсте и вовсе не обязательно, что только военные. Картин на военные темы у меня всего несколько. С той поры, когда я проходил службу в Афганистане, прошло более 30 лет, и эти годы были наполнены не менее яркими событиями и эмоциями, которые тоже зафиксированы, зашифрованы в моих картинах.
Вы говорите, что «создавая картины, мы открываем окна в иные миры». Как это работает?
Один из ведущих теоретиков искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти ещё в XIV веке именно так и сформулировал: «Живопись — это обозначенное границами рамы распахнутое окно в другой мир». С тех пор никто лучше него не сказал. Правда, тогда кино ещё не изобрели, поэтому мне остаётся только добавить, что и живопись, и кино — это экраны, на которые автор проецирует свои самые сокровенные эмоции, раскрывает, делится со зрителем, впускает его в свой внутренний мир.
Расскажите о своём образном мире. Как в нём сосуществуют герои массовой культуры и, скажем, символы восточной философии?
По моему творчеству нетрудно догадаться, что восточная философия в моей жизни занимает значительное место, причём не только в живописи, но и в кино. В моём фильме «Путь» как раз одна из основных сюжетных линий — это роль учителя в жизни главного героя. И в живописи у меня несколько картин посвящены первому патриарху чань-буддизма по имени Бодхидхарма, или, как его ещё называют, Дамо. А герои массовой культуры, как вы их называете, мирно сосуществуют с ним во всём культурном контексте человечества и, надеюсь, неплохо себя чувствуют и в моём образном мире, в моих картинах.
Как вообще «читать» ваши картины? Они наполнены всевозможными аллюзиями, как тут быть неподготовленному зрителю?
Уверен, что в наше время безграничного доступа к информации неподготовленных зрителей просто не осталось. Наоборот, надеюсь, что закодированные мной намёки, аллюзии, отсылки к известным фактам, произведениям, крылатым фразам попадут на подготовленную почву и дадут интеллектуальные плоды. Могу напомнить известный афоризм Пауля Клее: «Искусство не отображает видимое, а делает его видимым».
Если в одну фразу уместить общий посыл вашей живописи, что это будет за фраза?
Для меня картины — это вехи познания себя и осмысления жизненного пути.
Кажется, что вам нравится творчество Николая Рериха. Так ли это? И какие вообще художники оказали на вас влияние?
Конечно, Николай Рерих — совершенно уникальный художник. Его творчество настолько своеобразно и характерно, что не умещается в рамки ни одного из существующих жанров и направлений в живописи. Он совершил так много, как будто в нём были заложены физические и духовные силы сразу нескольких людей. Он близок мне своим характером, основательностью, целеустремленностью, выносливостью и трудоспособностью. Трудно перечислить всех художников, которые на меня оказали влияние: их слишком много. Ответ на вопрос превратился бы в небольшую лекцию по истории искусства. Назову наиболее близких мне по духу экспрессионистов: Василий Кандинский, Пауль Клее, Август Маке, Франц Марк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Чарльз Демут, Макс Бекман и другие.
Узнать больше о выставке «My Way — мой путь» вы можете в нашем материале по ссылке.
Комментарии к «Интервью с художником и режиссёром Искандером Галиевым»