Подтвердите ваш email, чтобы активировать аккаунт.
Выбор редакции

Сатира в Москве: как появились и куда ушли театры эстрады столицы

Ещё до революции в Москве открывались рестораны с эстрадной программой или, как их называли тогда, «кафешантаны». Число их быстро росло, а затем менялся стиль и формат. Узнаем, где в Москве находились подобные заведения, их историю и судьбу в наше время. Прогулку проведёт Виктория Фролкова, гид и организатор экскурсий в Москве.

1284

Московский Художественный Театр (МХТ имени Чехова)

Камергерский переулок, 3, строение 1

Как и многие театральные новшества, эстрада начиналась с МХТ. Подобные антрепризы ориентируются на зрительскую аудиторию и должны продавать билеты, иначе они прогорят. Но актёрам МХАТ хотелось выйти за рамки того устава, который придумали Станиславский и Немирович-Данченко, и создать небольшую студию, чтобы там придумывать сценки или спектакли развлекательного характера. К тому же актёрам (и главное создателям) хотелось укрыться от посторонних глаз в укромном и уютном подвальчике.

Идея создания такого клуба была рассчитана не на публику, а на её полное отсутствие. Устав кружка был представлен на регистрацию в городское управление, о чём позднее сообщала газета «Русское слово». Документ подписали Никита Балиев, Николай Тарасов и Василий Качалов. Как только было подписано письмо, сразу хлынули посторонние и предполагаемая интимность театра была разрушена.

Позже создатели студии выбрали место для проведения своих концертов — подвал дома Перцовой.

Дом Перцовой

Курсовой переулок, 1

Именно тогда появляется у коллектива новое название — кабаре «Летучая мышь».

Когда создатели студии во главе с Константином Сергеевичем Станиславским пришли посмотреть подвал дома и открыли дверь, на них вылетела летучая мышь. Такое происшествие решили обыграть в названии. Некая пародия на «Чайку» в МХТ.

Инициатором создания кружка и его идейным вдохновителем был Никита Балиев. Он изначально был одним из пайщиков МХТ и одновременно секретарём Немировича-Данченко. Балиев был очень артистичным и много играл в театре. Мечтал исполнять серьёзные драматические роли, но из-за внешности чаще играл в комедиях.

В «Летучей мыши» он стал первым конферансье — до него такой профессии не существовало. Он выходил на сцену и своей игрой совершал некий «монтаж» между разными сценами. Полный, в безукоризненном смокинге, он появлялся на сцене и вёл лёгкий разговор со зрителями. Тогда, как правило, выступление состояло из 15-16 небольших номеров.

После дома Перцовой кабаре переехало в известный подвал дома Нирнзее.

Дом Нирнзее

Большой Гнездниковский переулок, 10

В знаменитом доме (об одном из первых небоскрёбов Москвы мы рассказывали в нашем прошлом тексте) театр «Летучая мышь» просуществовал вплоть до революции и на все выступления собирал полные залы зрителей.

В канун революции 1917 года театров миниатюр в Москве было более 50, а в Петрограде — больше сотни. Самые сильные — «Летучая мышь» и «Кривое зеркало». Тогда всё чаще стали звучать фразы, что «эстраде нужны индивидуальности». Они важны и в театре, музыке или в кино, но именно эстрада, лишённая индивидуальности, вовсе утратила качество подлинного искусства. С приходом новой власти на государственном уровне приняли ряд документов, которые подчинили в том числе эстраду учреждению под названием Центротеатр. Разрозненная масса артистов эстрады, где каждый был сам за себя, постепенно стала государственной структурой. Процесс шёл долго, с 1919 года, и завершился только в 1931 году.

Создание нового репертуара стало делом государственной важности. С этой целью устраивали конкурсы, создавали всевозможные экспериментальные коллективы. Всеволод Мейерхольд стал одним из первых, кто начал работать в этом направлении.

В 1920 году появился Теревсат — Театр революционной сатиры. Коллектив сразу завоевал любовь зрителей: никого не смущал синтез революционного текста и бульварной мелодии. Важно было, чтобы текст доходил до зрителя. В этом помогали компактные декорации, которые создавал Марк Шагал. В программе было несколько номеров, а всё шоу длилось от 30 минут до 1,5 часа.

Театр начинал свою историю в Витебске, но скоро перебрался в Москву, и с 1920 года спектакли играли на сцене тогда Никитского театра (ныне театра имени Маяковского на Большой Никитской, 19/13).

Коллектив театра быстро увеличивался, и в нём насчитывалось около 350 артистов всех жанров и направлений. Одним из главных руководителей и активистов был Всеволод Мейерхольд. Однако просуществовал коллектив очень недолго — около трёх сезонов. В 1922 году Теревсат преобразовался уже в Театр революции.

Летом 1923 года сатирики журналов «Крокодил» и «Красный перец», режиссёры и актёры театра «Летучая мышь» и ещё одного популярного до революции кабаре «Кривой Джимми» решили объединиться, чтобы организовать собственный сатирический театр. Они предпочли уйти от темы кабаре и развлечения к политическим и бытовым обозрениям.

Театр Сатиры

Триумфальная площадь, 2

Изначально театр решили назвать «Комедией», но позже от этого предложения отказались, так как такое имя не подчеркивало главной идеи и не привлекало внимания зрителей к недостаткам, порокам и их исправлению через смех. За театром закрепилось новое, более подходящее название — Театр Сатиры.

Театр открылся 1 октября 1924 года в том самом доме Нирнзее. Основной репертуар составляли водевили и бытовые комедии, ставились скорее обозрения, нежели серьёзные спектакли. Так, уже с начала работы театра наметилось два основных направления его работы — «обозренческая» линия существовала параллельно с опытами по созданию бытовой комедии.

Позже этому театру дадут здание бывшего цирка на Маяковской, где по сей день он и располагается.

От сатиры мы переходим к мюзик-холлам. Ещё в 1920 годы в прессе широко дебатировался вопрос о создании советских мюзик-холлов. Открывшийся в 1926 году московский мюзик-холл сформировался как эстрадный театр, в репертуаре которого были не только сборные программы, но и спектакли, объединённые определённой темой и сюжетом, разыгранные постоянной актёрской труппой.

В подобном театре должен быть цунг-номер или аттракцион, который заворожит публику. Например, гипнотизёр, который мог усыпить на сцене крокодила или курицу. Эффектно? Остальная программа была составлена из светских и цирковых номеров. Они, к сожалению, не всегда были высокого качества. Также публике демонстрировали выступления девушек-гёрлз с длинными ногами, которые в купальниках исполняли разные танцы. Идею номера позаимствовали в аналогичных театрах США.

Такой Мюзик-холл играл на сцене бывшего цирка, где немного позднее поселился Театр Сатиры. Заметьте, что одно здание принимало у себя в гостях такое количество разных коллективов.

Мюзик-холлы и подобные им «театры эстрады и миниатюр» просуществовали только до войны, но потом коллективы развалились. Так сложилось, что не смотря на сильную советскую эстраду, данный вид театрального искусства остался в прошлом. Сейчас уже не осталось артистов вроде Аркадия Райкина, кто бы шёл по стопам великих артистов эстрады. На смену эстраде пришел стендап, но это уже совсем другая история.

Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.

Романтическое свидание на 67-м этаже «Москва-Сити»! 18+
Фотосессия, накрытый стол, вы вдвоём, вид на центр. Реклама. ИП Фадюшин Андрей Владимирович. ИНН 770875828309.
Подробнее

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Опубликовано ID34935

Комментарии к «Сатира в Москве: как появились и куда ушли театры эстрады столицы»

Рекомендации

Рассылки от KudaGo

Будь в курсе самого интересного в
Выберите рассылку:

Подписка оформлена

Спасибо!
.

Рейтинг страницы 0 из 5 (0)

Пожалуйста, оцените эту страницу

Оцените страницу

Отправляя данную форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо!