«Фестиваль» в переводе с французского — праздник. «Усадьба Jazz» — это праздник чего?
Праздник творчества, свободы, активной жизни. Из года в год мы стремимся к тому, чтобы наша площадка была местом, где собираются самые разные творческие люди, объединённые на каких-то позитивных началах. «Усадьба Jazz» — это место, где встречаются музыканты, поэты, художники, рестораторы, специалисты по йоге и медитации, и оказывается, что у всех них есть какие-то точки соприкосновения. Это рождает удивительную дружескую атмосферу — во многом благодаря этому на наш фестиваль ходят уже несколько поколений людей.
Как известно, ваш фестиваль не ограничивается только традиционным джазом. Каждый год в лайн-апе можно найти музыкантов самых разных стилей. В этом году, например, выступят Black Eyed Peas, Иван Дорн с особой программой Jazzy Funky Dorn и «Сплин» — тоже со специальной программой. Почему решили в 2019 году позвать «Сплин»?
«Сплин» — одна из самых любимых и популярных русских рок-групп, Александр Васильев — первоклассный сонграйтер и поэт. У нас на фестивале выступали Диана Арбенина, Борис Гребенщиков (признан Минюстом иноагентом на территории РФ) и «Аквариум», «АукцЫон» — мы очень ценим и любим рок-музыку, на мое собственное формирование немалое влияние оказало творчество групп «Кино», «ДДТ», «Гражданская оборона». К тому же, именно такую акустическую программу группы «Сплин» вы кроме «Усадьбы Jazz» нигде не услышите.
Что есть такого в джазе, на ваш взгляд, чего нет в других стилях?
Мне кажется, в нём больше свободы. Джаз — как вода — принимает любые формы. В 1990-х он органично влился в электронику, была целая волна увлечения эйсид-джазом, трип-хопом. Сегодняшний джаз может включать в себя абсолютно все — от фольклорных мотивов до хип-хопа.
Вы уже много лет расширяете аудиторию джаза. Порекомендуйте несколько альбомов, с которых стоит начать знакомство с джазом?
Kind Of Blue Майлза Дэвиса, который возглавляет всевозможные списки лучших джазовых альбомов всех времен — абсолютный шедевр модального джаза. Getz/Gilberto — главный альбом в стиле босса-нова всех времен и народов, записанный Антонио Карлосом Жобимом, саксофонистом Стэном Гетцем и вокалистами Жоао и Аструд Жильберто. A Love Supreme Джона Колтрейна — музыкальная молитва великого саксофониста, наверное, самый одухотворенный и глубокий джазовый альбом в истории. Brilliant Corners Телониуса Монка, самого необычного и эксцентричного джазового пианиста XX века. Ну и какой-нибудь альбом Билла Эванса, другого великого пианиста, который привнёс в джаз черты музыки композиторов-импрессионистов — Равеля и Дебюсси.
На какой площадке вы бы мечтали провести «Усадьбу»?
Их так много по всей России. Хотелось бы провести фестиваль и в одном из городов Русского Севера — в Архангельске или в Петрозаводске, где очень много местных талантливых музыкантов. Или во Владивостоке, например. Наш концепт — фестиваль для всей семьи на открытом воздухе в окружении старинной архитектуры — уникален. Многие западные коллеги говорили мне, что больше такого фестиваля, как «Усадьба Jazz», нигде нет. Поэтому фестиваль имел бы успех и в Европе. Но у нас пока достаточно работы в России.
Чьё выступление на «Усадьбе Jazz» вы ждёте больше всего?
Невозможно выделить кого-то одного. Меня очень интригует концерт Джейми Каллума — блестящего британского пианиста, вокалиста и шоумена, который как никто знает, как работать с публикой. Мне кажется, ценителям world music понравится концерт Дафера Юссефа, исполнителя на древней лютне уд, объединяющего арабскую традиционную музыку и джазовые импровизации. Каждый год мы стараемся пригласить на фестиваль представителя скандинавской школы джаза — в этот раз это замечательный пианист Торд Густавсен со своим трио. Без ложной скромности скажу, что в этом году у нас сильнейший лайнап за последние годы.
Давайте пофантазируем. Как вы думаете, каким будет юбилейный, двадцатый фестиваль?
Говорят: «Расскажи о своих планах — рассмешишь Бога». Мне бы хотелось, чтобы он сохранил свою удивительную атмосферу теплоты и сотворчества, творческую энергию, привлекал всё больше людей и не казался чем-то нафталиновым — все предпосылки для этого есть.
Чем удивит «Усадьба Jazz» в этом году?
Масштабом. Мы переехали на новую площадку «Коломенское», просто потому, что территория нашей любимой усадьбы «Архангельское» уже не вмещает желающих попасть на фестиваль. Как вы могли видеть по лайнапу, на новом месте мы развернулись на полную: там есть звезды мирового масштаба вроде Black Eyed Peas или Aзилии Бэнкс и Джейми Каллума, есть тонкая интеллектуальная музыка для ценителей и исполнители, которых очень любят именно в России — вроде Ивана Дорна, «Сплин» и Нино Катамадзе. Конечно же, никуда не денутся маркет и фудкорт, и наша детская программа, благодаря которой «Усадьба Jazz» стала первым российским музыкальным фестивалем для всей семьи. Самая важная задача для нас — сохранить любимую нашими посетителями атмосферу Усадьбы Jazz, о которой я говорила в начале. Мы выложимся для этого на все 100% и даже больше.
В Москве фестиваль состоится 22 и 23 июня.
Комментарии к «Мария Семушкина: Джаз — как вода — принимает любые формы»