В 1993 году Борис Эйфман поставил балет «Чайковский», который объездил весь мир. Постановка ознаменовала начало нового этапа в жизни Театра Эйфмана, а именно — ориентированность на масштабном пластическом воплощении психологических драм. Сегодняшняя премьера — переосмысление темы о жизни великого композитора с применением современных постановочных и творческих средств.
Бориса Эйфмана интересуют внутренние противоречия, которые не давали покоя гению Чайковского и которые сделали его музыку столь драматичной и откровенной. Где-то это был крик души, где-то — сочинение вопреки. Новый балет — это исследование рождения шедевров. Сюжетная основа — предсмертные воспоминания Петра Ильича. В его памяти воскресают люди и эпизоды из жизни, которые перемешиваются с персонажами опер и балетов, один и тот же герой принимает разные обличия. По словам хореографа, он хотел как можно плотнее соприкоснуться со стихией творческих мук Чайковского. Борис Эйфман хотел обнаружить его «болевую точку» и, как максимум, попытаться посредством танца определить истоки рождения искусства.
Отзывы о балете «Чайковский. Pro et contra»