После создания балета «Жар-птица» Игорь Стравинский захотел написать произведение для фортепиано и оркестра. В его фантазии возник образ игрушки, которая вышла из-под контроля и безудержно пляшет, никому не подчиняясь, а под конец соревнования с оркестром вдруг устает и сдается. Уже после того, как вещь была написана, Стравинский долго думал над названием, пока не понял: его герой — это дерзкий Петрушка, главное действующее лицо всех балаганов, присутствующее в культуре многих стран, такой понятный и близкий всем образ. Из этого сочинения получился балет, премьера которого состоялась в хореографии Михаила Фокина в 1911 году.
Во время написания той же «Жар-птицы» Стравинский, проникнувшись народной темой, задумал произведение на языческую тематику: поклонение возрождающейся природе и Матери-земле с обрядовыми танцами, хороводами и принесением жертвы. Окончательно мысль о музыкальном воплощении этой идеи сформировалась после «Петрушки». Балет появился в 1913 году в постановке Вацлава Нежинского и декорационном оформлении Николая Рериха.
Отзывы о балетах «Весна священная» и «Петрушка»