В галерее Vnutri проходит цикл лекций кинокритика и преподавателя Алексея Гусева «Кассовые кинохиты». Лекции будут посвящены эпохе семидесятых — а именно самым популярным, знаковым и важным фильмам и режиссёрам, повлиявшим на развитие кинематографа и прочно вошедшим в его историю.
Алексей Гусев о курсе: «Семидесятые — камерная эпоха. Эпоха, когда горячка 60-х охладилась до комнатной температуры, эпоха инерции и негромких голосов, шёпотов и криков. Эпоха застоя; не только в Советском Союзе и советском кино — повсюду. Былые бунтари, повзрослев, либо образумились и поступили на службу, либо ушли в подполье и скрылись из виду. Мелочи жизни внезапно оказались насущнее проектов и концептов, конформисты и счастливчики — былых безумных Пьеро и беспечных ездоков. Время замедлилось, заболотилось, подёрнулось ряской и выцвело, лишь иногда проблёскивая на общем тусклом фоне странными, яростными, неестественными цветами. Свинцовые времена, серые, податливые и смертоносные, в которые любовь холоднее смерти. И именно в семидесятые совершается роковой поворот в области „кассовых кинохитов“: в начале десятилетия кассовый значит сложный, в конце — простой. Последний сезон цикла, эпоха соломенных псов и заводных апельсинов, осень патриархов. Полковнику Курцу больше никто не пишет»
2 апреля. Джаллло
Яркий и цельный жанр джалло, характеризующийся, как правило, обилием красивых женщин и жестоких убийств, возник в шестидесятых, но полным цветом заиграл в тихом омуте эпохи семидесятых. Один из известных авторов джалло — итальянец Дарио Ардженто, автор в том числе «Суспирии», ремейк которой вышел несколько месяцев назад. Что вдохновляло создателей джалло и как относились к этому жанру зрители?
Алексей Гусев, кинокритик
«В затихшее время упоительные рассказы о таящемся повсюду зле, пряном и шикарном, становятся дежурным блюдом едва ли не каждой развитой кинематографии. В Италии, придумавшей жанр джалло ещё в прошлом десятилетии, они важнее, чем где бы то ни было. Джалло 60-х — это прежде всего Марио Бава; джалло 70-х — Дарио Ардженто, готовящий неотразимое варево из Верди, Диснея и прогрессив-рока. Наряду с ещё добрым десятком бесстыдно талантливых коллег, сызнова перепридумывая самый безбашенный из жанров европейского кино, Ардженто последовательно формирует не только облик, но и топологию эпохи: ад внизу, быт наверху, культура посередине».
16 апреля. Психологический триллер
Один из самых любимых широким зрителем жанров в семидесятые определённо переживал не худшие времена. Какие известные психологические триллеры были сняты в тот период?
Алексей Гусев, кинокритик
«В человеческие, слишком человеческие семидесятые угроза может селиться и таиться, конечно, и в преисподней, и в коридорах власти, но любимое её обиталище — человеческая душа, тихая и вывихнутая. В сороковые, породившие жанр психологического триллера, герой оказался раздвоен, но разлом его души был явным, громким и потому стильным, семидесятые же подтачивают изнутри, исподволь, не нарушая общей блёклости уклада. Кинематограф методично ведёт учёт обыкновенного безумия, обитающего в маленьких, невзрачных людях: опрятных по виду, провинциальных по сути и дуреющих от крови по итогу».
30 апреля. Психологическая драма
В эпоху семидесятых внимание художников обращено на быт обычного человека и его взаимоотношения с окружающими. Почему это произошло и как развивалась психологическая драма в течение десятилетия?
Алексей Гусев, кинокритик
«Разуверившись в больших идеях, семидесятые замыкаются в человеке. На смену длящимся десятилетие выходным приходят пасмурные будни, в которых жизненными ориентирами — не Сартр и не «Битлз», но план дел на завтра, моцион, постылые измены и унылые посиделки. Никогда ещё экранные герои так часто не скрывались от камеры за стёклами, покрытыми мелкими каплями дождя; в 70-е, десятилетие трезвое и бесслёзное, природа вынуждена плакать за всех. Миру, сузившемуся до масштаба буржуазной городской квартирки, только и остаётся, что шелестеть обрывками потрёпанных человеческих отношений, лохмотьями надежд и амбиций».
Отзывы о «Цикл лекций Алексея Гусева «Кассовые кинохиты»