Поэма для хора «Колокола» изначально задумывалась как симфония, однако в самом начале работы композитор получил письмо с переводом стихотворения Эдгара По. Сюжет и стиль американского автора совершенно очаровали композитора, и в результате «Колокола» превратились в поэму.
Впрочем, «Колокола» сохранили связь с изначальной задумкой: четырехчастный цикл весьма напоминает симфонию, но ближе всего по стилю, скорее, к кантате. Поэма пронизана безошибочно узнаваемым фатализмом и мистицизмом По с неудержимым движением к катастрофе и нагнетанием мрачной атмосферы. Каждая часть — картина жизни, судьбы, рождения и смерти человека, главенствующий, кульминационный момент в которой играет колокольный звон. Поэма имеет авторское посвящение – Виллему Менгельбургу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме.
Отзывы о концерте «Рахманинов. Колокола»