Есть мнение, что из всех видов искусств музыка ближе всего к душе человека. Наши чувства подчас не имеют словесного выражения. И музыка тоже далека от облечения духа в форму — она и есть сам дух. Поэтому вряд ли где-то, кроме музыки, можно так искренне говорить о вере и мистицизме. Между музыкой и душой нет формальных посредником типа слов, живописных форм, символики цвета.
В музыкальной грамоте есть интервал тритон, который благодаря своему резкому, неустойчивому звучанию стал символом дьявола. То, как можно в полной мере отразить в музыке инфернальность, исчерпывающе продемонстрировал Скрябин в сонате «Черная месса»: нарастающее мистическое завывание, хроматизмы, диссонанс. «Черная месса» — «народное» название сонаты по аналогии с «Белой мессой», сонатой, название которой официально дал сам композитор.
Как «Черная месса» считается шедевром для Скрябина, так и цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана рассматривается в числе самых известных у автора. Каждое произведение цикла — медитация на тему веры. У сочинений разные настроения, которые зависят от «взгляда» и характера тех, кто на Иисуса смотрит: Отец, Дева, Дух и т.д.
В концерте также прозвучит этюд «Лестница дьявола» Дьердья Лигети и чакона Софии Губайдулиной.
Отзывы о концерте «Лики сакрального в музыке ХХ века»