Со дня рождения норвежского драматурга Генрика Ибсена прошло уже почти 200 лет, вручается международная премия его имени, пьесы ставятся по всему миру, но всё равно есть ощущение, будто зрители и режиссёры их только-только осторожно «пробуют на вкус», словно боясь что-то упустить или не понять.
«Ибсена играли много во всех странах, но не знаю, был ли такой театр — ибсеновский театр — где бы «раскрыли» его, чтобы можно было сказать, что этот театр понимает и ставит Ибсена так, как его нигде не умеют понимать и ставить», — писала Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса Московского художественного театра, игравшая главные роли в пьесах знаменитого норвежца. Этому высказыванию более восьмидесяти лет. И оно вряд ли устарело.
Пьесы Ибсена относятся к той «новой драме», которая стала складываться во второй половине XIX века параллельно с режиссёрским театром. Это был тот период в литературе и театре, когда созревал новый взгляд на человека, попавшего в несовершенные жизненные условия. У России был Чехов, у Норвегии – Ибсен. Чехова и Ибсена многократно сравнивали. А если уж противопоставляли, то говорили, что Чехов своего героя любит и жалеет, а Ибсен любит и предъявляет требования, поучает, мечтая возвысить тем самым человеческую душу.
Ибсен написал 26 пьес, и многие из них — это практически поставленные на бумаге «спектакли» с обилием ремарок, с чёткой внутренней структурой, из которой нельзя вынуть ни «кирпичика». Некоторые исследователи советуют воспринимать его драмы как единый цикл, где каждая — это в той или иной степени вариация одной сюжетной модели. Вот и «Привидения» стали своего рода откликом на протест, который вызвала пьеса «Кукольный дом», в которой главная героиня Нора покидает семью, отказываясь видеть ее крах. В «Привидениях» же фру Алфинг из дома не уходит и продолжает искусственно сохранять разрушившийся брак, калеча душу под давлением лжи и притворства.
Отзывы о спектакле «Привидения»