Зимой 1786 года в Вене состоялся праздник по случаю прибытия высокопоставленного чиновника из Нидерландов. Организовал его австрийский император Иосиф Второй. Главным событием праздника стала премьера двух опер, написанных лучшими композиторами того времени — Моцартом и Сальери. Причём Иосиф не просто заказал мастерам написать оперы, а устроил между ними состязание. Сальери называют убийцей Моцарта — конечно, на самом деле он им не был. Хотя соперником был, по крайней мере в тот день. Моцарт представлял Австрию, а Сальери — Италию. Вот император и решил выяснить, кто пишет оперы лучше, австрийцы или итальянцы.
Оба сочинения были посвящены теме театрального закулисья. Сальери создал оперу по либретто Касти «Сначала музыка, потом слово», а Моцарт — зингшпиль «Директор театра» по либретто Штефани. В ней комично представлена жизнь театра и людей, с ним связанных. Две певицы борются за позицию примадонны, и директору театра приходится идти на крайние меры, чтобы прекратить раздоры и наладить работу труппы. Характеры и ситуации, описанные в опере, настолько близки к современным, что произведение ничуть не устарело.
А победил в том состязании… Сальери. При жизни его сочинения оценивались критикой выше, чем музыка Моцарта. Поэтому и завидовать молодому гению он не мог. Но время стало критерием гениальности композиторов. «Директор театра» звучит и по сей день, хотя и реже, чем другие оперы Моцарта. А опера Сальери совсем забыта.
Ещё больше спектаклей в Санкт-Петербурге смотрите у нас на сайте в театральном разделе.
Отзывы об опере «Директор театра»