В Европе постановки Андрия Жолдака давно считаются классикой современного театра. Но в России этого режиссера до сих пор называют экспериментатором и чуть ли не главным скандалистом, а каждый новый спектакль в Москве и Петербурге становится событием, о котором спорят даже через несколько лет после премьеры.
О Жолдаке часто говорят как о мастере аудиовизуальных спецэффектов. И это правда. Его постановки действительно зрелищны, насыщены мастерски встроенными в действие световыми, звуковыми и пластическими находками. Но все-таки важнее то, что похожие на сны и богатые на провокации спектакли Жолдака, — это пульсирующее в каждой секунде напряжение и мощный поток энергии, сметающей любые преграды условностей. От этого потока можно уклониться и выйти из зала, как минимум, в растерянности. Но если поймать волну и дать подсознанию одержать верх над рациональным восприятием, ключ к закодированным посланиям и шифрам найдется сам собой.
В постановке по пьесе Генрика Ибсена «Росмерсхольм» Андрий Жолдак как всегда концентрируется не на поступках и действиях героев, а на том, что стало причиной этих поступков и действий, на том, что скрыто между строк. И если Ибсен, создавая «Росмерсхольм», пытался разобраться, какой должна быть личная и общественная жизнь в современной ему Норвегии, то Жолдак уходит от пафоса идей важности общественного блага. В его «Росмерсхольме» верх одерживают старательно скрываемые, подавляемые желания главных героев: владельца Росмерсхольма, бывшего пастора Росмера и живущей в его доме «женщины свободных взглядов» Ребекки Вест.
«Росмерсхольм» Андрия Жолдака — это дом, который с оглушительным шумом обрушивается на своих хозяев. Это проекция мира, разрушаемого в яростной борьбе за личную свободу, и наблюдение за самим процессом разрушения — ужасным по сути, но завораживающим своей красотой.
Отзывы о спектакле «Росмерсхольм»