Сюжет о гениальном Моцарте и его ревнивом сопернике Сальери родился, наверное, не случайно. О Моцарте современники часто писали как о легком и ироничном человеке, ценящим юмор, любящим наблюдать, не чуждом развлечений, постоянно пребывающим в движении. Активные люди, живущие с интересом, часто вызывают зависть. Отсюда и рождаются конфликты. А Моцарт, как человек, внимательно оглядывавшийся вокруг, мог использовать эту конфликтность во благо и отразить в творчестве.
«Развитие» — одно из главных слов в разговоре о Моцарте. Моцарта, наряду с Бетховеным и Гайдном, причисляют к композиторам Венской классической школе, которая сформулировала музыкальные законы для различных жанров и форм. В частности, таковой стала сонатная форма построения инструментальных произведений, которая до сих пор является основой сонат, симфоний, концертов. Она подразумевает экспозицию главной и побочной темы, их противопоставление, дальнейшую разработку и повтор в конце с возможными изменениями. В этой форме отразилась суть любого взаимодействия и конфликта, происходящего в жизни.
В связи с сонатной формой в первую очередь говорят о Бетховене. О Моцарте и Гайдне — во вторую. Тем интереснее распознавать на слух различия в музыкальном подходе разных композиторов к одному и тому же приему или, не будучи профессионалом, просто получать удовольствие от разницы стилей. Концерт в Мариинском театре преимущественно будет посвящен инструментальному творчеству Моцарта.
Отзывы о вечере музыки Моцарта