XX век знает много драматических историй художников, но даже на их фоне биография Бориса Лурье ошеломляет. Он родился в Ленинграде, вырос в Риге, прошёл ад фашистских концлагерей, выжил и переехал в Нью-Йорк, где в 1950—1960-е годы наравне с Энди Уорхолом, Ричардом Дибенкорном, Виллемом де Кунингом, Ларри Риверсом и не только составил круг ведущих мастеров американского авангарда.
Творческий путь Лурье начался в период академизации абстрактного экспрессионизма, впоследствии ставшего фундаментом арт-истеблишмента. Наряду с представителями поп-арта, неодадаистами и участниками течения «Флюксус» лидер созданного им же движения NO!аrt («Ноу!арт») способствовал демократизации актуального искусства. Но если Энди Уорхол, Эдвард Кинхольц и другие обращались к поп-культуре, злободневным политическим сюжетам и даже криминально-событийным темам, то Лурье стремился нащупать болевые точки человечества. Он рассуждал о преступлениях нацистов, девальвации телесного, отражении сексуальности в массовом сознании.
Талант мастера проявился не только в изобразительном искусстве: он создал антологию стихотворений, написал мемуары и роман. В последнее время его художественное и литературное наследие привлекает всё большее внимание, по всему миру проводят ретроспективные выставки, издают сочинения Лурье. Выставка «Борис Лурье. Американский нонконформист», организованная совместно с Boris Lurie Art Fondation («Борис Лурье Арт Фаундейшн»), подтверждает этот нарастающий интерес.
Дополнительная информация — на официальном сайте Русского музея, в и «ВКонтакте».
Отзывы о выставке «Борис Лурье. Американский нонконформист»