На месте нынешнего Летнего сада ещё до основания Петербурга располагалась усадьба шведского сановника фон Коноу. По одной из версий, Пётр I свой Летний дворец, как бы злорадствуя, построил там, где стоял усадебный дом. Однако историки полагают, что это не так: здание находилось в области, где сейчас проложена центральная аллея, в районе Гербового фонтана. Шведы обычно не ставили дома у воды, а российский император, напротив, старался быть ближе к стихии.
Над проектом Летнего дворца сначала работали архитекторы Трезини и Шлютер (второй сделал его более нарядным). По тем временам он считался инновационным прорывом в строительстве, хотя изнутри и был аскетичен: Пётр I задумал его скорее как личный кабинет, где не планировал никого принимать. Но тогда вокруг строения было ещё немало сооружений, предназначенных для прислуги и свиты. В одном из них император хранил первые экспонаты для будущей Кунсткамеры. Когда набережную Фонтанки «одевали» в гранит, эти дома снесли.
Дворец и сад вокруг него закладывались как летняя резиденция Петра, хотя название связано вовсе не с временем года (мы-то знаем, каким бывает лето в Петербурге!). Дело в том, что в саду сажали только однолетние растения («летники»). Позже Летним его стали называть ещё и подчёркивая то, что он находится по открытым небом в отличие от зимних садов в помещениях. Первым садовником стал голландец Розен: он первым заметил, что петербургские воды естественным образом превратились в границы зелёной территории.
Одна из легенд посвящена первым фонтанам в Летнем саду. Если верить запискам одного из современников, там были созданы две куртины — окружённые шпалерами парки со скамьями. Гуляя по этим паркам, Пётр I заявил садовнику: мол, надо бы добавить сюда чего-нибудь поучительного для людей. Тот предложил разложить на скамьях книги, но император решил, что чтение на публике посетители сада не одобрят, и придумал сделать фонтаны с изображениями «езоповых басен» (речь идёт о древнегреческом баснописце Эзопе).
В саду появилось свыше 60 таких фонтанов, а возле каждого — столб с русским переводом басен. Про их автора тоже не забыли, установив позолоченную статую. Считается, что поучительные фонтаны смыло в одно из сильнейших наводнений.
Летний сад сегодня ассоциируется не только с фонтанами, но и со скульптурами. В 1750-х годах их было около 250! Увы, из них сохранилось менее 90 фигур: остальные погубили всё те же наводнения. Самая известная — Венера, которая теперь хранится в Эрмитаже. Античную статую обнаружили во время раскопок в Риме, и в Россию она попала не в качестве подарка, как гласила надпись, а упорными трудами дипломатов, которым Пётр поручил купить её (и не только её).
После наводнений её перенесли в Таврический дворец, а потом и в Зимний. Есть байка, что в 1917-м, после штурма дворца, к Венере приставили вооружённого матроса, который периодически грозно вопрошал, кто же обломал руки скульптуре.
Одним из наиболее популярных петербургских мифов является наличие подземных ходов в том или ином месте города. Летний сад — не исключение. В советские годы такие кирпичные ходы действительно нашли под дворцом, но выяснилось, что это канализационные коллекторы.
Изначально эти коллекторы выходили из дворца прямо в воду, а затем, когда между рекой и зданием появилась каменная набережная, их проложили под землёй. Всего было шесть таких каналов, куда сливалась вода из кухни и туалетов.
Тем не менее пара загадок, связанных с этими подземными ходами, всё же сохранилась. Например, в кабинете Петра I был обнаружен люк, ведущий непосредственно в коллектор. Для чего он точно предназначался, исследователи не знают.
Кроме того, недалеко от Кофейного домика в саду в 1920-х тоже нашли вход под землю. Тоннель вёл в каменное помещение, от которой в разные стороны шли ещё два подземных пути. Но куда именно они вели, неизвестно, так как ходы были загорожены решётками. В итоге вход засыпали, так и не разгадав тайны.
Ещё одна интересная история связана с любовью Петра I к увеселительным мероприятиям и застольям. Летний сад в этом отношении стал в чём-то даже противоположностью всем известным излишествам на царских заседаниях. В 1718 году там состоялась ассамблея — праздничное бальное собрание, и впервые с участием дам. Именно поэтому событие предполагало умеренность и благообразность: танцы, игры, светские беседы, обсуждение нарядов.
Дамы появлялись в Летнем саду не только в дни проведения ассамблей. В XVIII веке образовалась традиция устраивать там что-то вроде смотра невест. Богатые горожане в определённый день выводили своих юных наследниц прогуливаться по аллеям, дабы продемонстрировать всю красу юношам-посетителям.
Такие смотрины продолжались не одно десятилетие и даже в начале XX века истории знакомств в Летнем саду упоминались в городских песенках. Как часто невестам находили женихов, история умалчивает.
Интересные факты, легенды и материалы об истории города читайте в спецразделе «Влюблённым в Петербург».
Оставьте комментарий