Новости

Дом городских учреждений: интересные факты и архитектурные особенности

Предыстория

Сегодня дом занимает территорию, на которой в XIX веке стояло целых три здания. На Садовой улице в некогда отдельно стоящем доме № 55 проживал титулярный советник Иван Петрович Милов. Затем в 1820-х годах его дом перешел в ведение вдовы коллежского асессора Баташова. Немногим позже дом выкупило Санкт-Петербургское городское общество. С момента покупки в этом трёхэтажном здании поочередно размещались полицейский архив, квартиры чиновников, больница для больных сифилисом и оспопрививательный пункт, сиротский суд и родильный приют великой княгини Татьяны Николаевны.

Здание по соседству занимало внушительных размеров участок на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта. Оно принадлежало титулярному советнику Арсению Шабишеву, с разрешения которого в доме был открыт трактир «Одесса» и нескольких магазинов. Дела всех заведений шли весьма хорошо до тех, пока был жив владелец здания. После смерти Шабишева его сыновья с делами управиться не смогли и сами предложили государству выкупить перешедший им по наследству дом.

Выкупив ещё один участок, примыкающий к дому Шабишева, правительство распорядилось снести все постройки и построить новый Дом городских учреждений. Сначала, правда, чиновники хотели построить государственный доходный дом, но потом от этой идеи всё-таки отказались. Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на проект нового здания городских учреждений.

Конкурс на лучший проект будущего здания

Заявку на участие в конкурсе подали 18 архитекторов, однако премии полагались только за первые три места. Высокая конкуренция и желание получить желанный приз заставила некоторых прибегнуть к шантажу членов жюри. Жюри присылали анонимные письма как с указанием на недостатки проектов соперников, так и с прямыми угрозами архитектору Иерониму Китнеру. Ему писали, что если результаты не будут соответствовать ожиданиям того или иного человека, то о хороших отношениях с этим человеком Китнеру стоит забыть. А портить отношения с коллегами — дело рискованное, особенно накануне выборов в председатели общества архитекторов.

Хотя председатель шантажу не поддался, дом возводили не по проекту победителя конкурса. Первое место занял проект Александра Ивановича Дмитриева. Однако его задумка выходила за пределы допустимой высоты домов в городе. Изменение высоты требовало корректировки всех пропорций здания. Дмитриев отказался вносить в проект изменения, искажающие архитектурный облик здания. Поэтому предпочтение отдали зданию Александра Львовича Лишневского.

Фото: p3.citywalls.ru

Архитектурные особенности здания

Дом городских учреждений — это пятиэтажное здание, выстроенное по типу классических доходных домов. За парадными фасадами скрывается небольшой овальный двор-колодец, обеспечивающий естественное освещение в кабинетах служащих. Оформление фасадов внутреннего дворика достаточно сдержанное: чёткое горизонтальное членение на этажи, плоскость стен в простенках между окнами декорирована небольшими фигурками грифонов, верхние этажи эркеров оформлены лепными фризами. Примечательно, что классическому цветочному орнаменту архитектор предпочел «хоровод» из скульптур летучих мышей. Эти элементы отсылают нас к традициям готической архитектуры Европы.

Фото: p3.citywalls.ru

Непосредственной доминантой дома выступает высокая гранёная башня со сложным абрисом. Возвышаясь над улицей и проспектом, её шпиль как бы вторит шпилю Адмиралтейства, расположенного у начала Вознесенского проспекта. Башня напоминает средневековую ратушу, и это сходство отнюдь не случайно. Как ратуши строились для размещения в них органов городского самоуправления, так и здание на пересечении Садовой и Вознесенского возводилось для нужд городских учреждений. Верхние этажи башни венчают циферблаты часов, обрамленных барочного вида цветочными гирляндами. Под часами расположены ниши, на каменных пьедесталах которых ранее были установлены статуи, олицетворяющие свободу и труд.

Фото: p3.citywalls.ru

Башня, как и два парадных фасада, имеет чёткое членение на ярусы. В соответствии с традициями ренессансной архитектуры нижний ярус оформлен тяжеловесным рустом серого камня, в то время как верхние этажи выложены светлым кирпичом. Граница между ярусами обозначена скульптурным изображением герба города.

Облик боковых фасадов вторит стилистике башни, стоящей на углу здания. В их оформлении присутствует чёткое членение на ярусы, где нижние этажи декорированы серым камнем, а верхние выложены обыкновенным кирпичом. Окна первого и второго этажа схожи с готическими порталами, в то время как окна следующих трёх этажей скорее тяготеют к стилистике модерна. Близость к модерну проявляется и в декоре верхнего этажа. Пятый этаж отделен от четвёртого лентой цветочного фриза, оплетающего всё здание по периметру.

Итог

Уникальный облик, сочетающий в себе элементы готики, барокко, ренессанса и модерна, обеспечил этому дому место среди самых красивых архитектурных строений города начала XX века. Несмотря на готическую эксцентричность дом прекрасно вписался в общую декоративную композицию перекрестка, что также свидетельствует о гениальности задумки автора проекта.

Фото: Ирина_Р

Предназначение дома определило его сохранность и в годы революции, и в советскую эпоху, и в современной России. В течение многих десятилетий здание принадлежит государству. Здесь по-прежнему располагаются государственные учреждения: МФЦ, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы, центр-занятости и другие. Дом находится под постоянным бдительным присмотром — в нём ведутся реставрационные и ремонтные работы.

Автор текста Ирина Бережнюк

Оставьте комментарий
Рекомендации