Первой удачной попыткой заменить конку, которая перестала устраивать горожан, стал паровик, или «паровая конка», внешне напоминающая паровоз. 26 июня 1886 года на Большом Сампсониевском проспекте со скоростью 10 км/ч проехал небольшой локомотив, который тащил за собой вагоны с пассажирами.
Люди оценили новый транспорт, поэтому в городе вскоре проложили ещё три линии паровой железной дороги, а вместо двух-трёх добавили четыре вагона. Летом курсировали открытые вагоны без стенок, которые прозвали «дымопырки» из-за копоти и искр, летящих на пассажиров второго этажа из паровозной трубы.
Паровик ушёл с улиц в 1922 году, но вновь вернулся в военный Ленинград из-за дефицита электроэнергии.
Как мы упоминали в прошлом тексте, в городе действовал контракт с владельцами конно-железной дороги. В Петербурге нашли необычный способ обойти монополию и в 1894 году пустили первые трамваи по льду Невы. Они двигались со скоростью 20 км/ч и вмещали 20 человек. Три линии соединили Сенатскую площадь с Васильевским островом, Дворцовую набережную с Мытнинской и Суворовскую площадь с Выборгской стороной.
Трамваи пользовались популярностью и перевозили в зимний сезон 900 000 пассажиров.
Владельцы конки подали в суд из-за нарушения монополии, однако он постановил, что контракт не действует на водные пути. В 1902 году договор истёк, и в Петербурге начали проектировать трамвайную систему.
Ледовые трамваи использовались до 1910 года.
Сложности с запуском трамвая возникли из-за того, что планировка Петербурга отличалась от других русских регионов. В итоге проектировщики остановились на диаметрально-кольцевой системе: 24 маршрута должны были связать все части города. Поскольку старые мосты могли не выдержать транспорт, пришлось реконструировать 65 переправ и проложить 208 километров дополнительных рельсовых путей. В Англии закупили 190 вагонов Brush. Первыми парками стали Василеостровский, Петербургский и Московский.
Трамвайное движение начиналось в 7:30 минут и заканчивалось в 23:00. В трамвае было всего 12 мест на скамейках, со стоячими местами в нём могло поместиться до 34 человек. Места в вагонах делились на классы: первый класс стоил 6 копеек, второй — 4 копейки. Через год установили фиксированную сумму в 5 копеек.
Оплата осуществлялась по зонам, билет для каждого участка был разного цвета. Участки не стыковались, а перекрывали друг друга. У кондуктора имелось 6-8 катушек с разноцветными билетами для разных зон и он должен был помнить границы всех участков: кому сколько билетов он продал и когда кого высаживать.
Быть вагоновожатым трамвая в ХХ веке нелегко: работать нужно стоя, ведь тогда ещё не изобрели водительское кресло. Место водителя располагалось на открытой площадке, приходилось работать на улице и спасаться шубой с меховыми воротниками и башлыком*. Кондуктору тоже нужно было находиться на открытой задней площадке, следить за посадкой и высадкой пассажиров и отвечать за безопасность. На перекрёстках кондукторы стояли на подножке вагона и должны были вовремя остановить желающих запрыгнуть в трамвай на ходу.
* Башлык — суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора.
С появлением трамвая в городе возникли новые профессии: работа «болтило» заключалась в том, чтобы разъединять и соединять болты, которыми крепились рельсы на разводных пролётах мостов. «Метельщики» мётлами и скребками очищали рельсы, эта работа было очень востребованной. Стрелочники при любой погоде должны были сидеть на раскладных стульчиках на перекрёстках и переводить трамвайные стрелки.
Трамвайное движение пользовалось спросом: к 1908 году протяжённость маршрутов составила 58 километров двойного пути. За 7 лет прибыль от перевозок увеличилась в 10 раз и превысила 10 000 000 рублей. К 1914 году трамвай курсировал почти по всем основным улицам города. Для удобства трамвайные маршруты обозначались с помощью сочетания двух цветных огней из пяти: красный, оранжевый, зелёный, синий или белый.
Чтобы определять, каких детей считать маленькими, в вагонах ввели шкалу роста. Если ребёнок был выше 1 метра, он должен был платить за проезд, если ниже, ехал бесплатно. Это возмущало родителей, который утверждали, что ребёнок кажется выше из-за головного уборка. Так и появилась крылатая фраза «метр с кепкой». Чтобы избежать недопонимания, в трамвае ввели возрастные рамки и маленькими стали считать детей до 7 лет.
После Первой мировой и Гражданской войн трамвайное хозяйство приходит в упадок из-за повышения цен на топливо и нехватки ремонтного персонала. К 1918 году число маршрутов сокращается с 29 до девяти.
Ситуация налаживается к 1922 году, когда электрифицируется последний маршрут паровика и возобновляется движение по центральным улицам. «Красный путиловец» (современный Кировский завод) выпускает местные моторные стальные трамваи (МС), которые заменили устаревшие английские и стали более прочными.
К 1927 двухосные вагоны больше не могут обеспечивать городские нужды, им на смену приходят поезда из трёх и четырёх вагонов. Но и их перестаёт хватать: в 1933 году в городе проектируют четырёхосные трамваи нового поколения по аналогии с американскими Peter Witt, которые получают прозвище «Американка» (ЛМ-33). Основным преимуществом помимо большого размера была центральная дверь рядом с местом кондуктора. Пассажиры попадали через неё в вагон, платили за проезд и выходили через переднюю или заднюю двери.
К началу Великой Отечественной войны по 42 маршрутам курсировали 800 поездов, а маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и охватывала весь город. Планы по строительству новых линий нарушила мобилизация, когда на рабочие места стали приходить менее квалифицированные работники.
У трамваев появились новые цели: на них раненых доставляли от санитарных поездов к больницам. «Американок» переоборудовали в санитарные вагоны, вместо сидений размесили кронштейны для насилок, провели в вагонах отопление и установили баки с горячей водой, чтобы помогать пострадавшим. Использовались грузовые трамваи, которые возили сырье для заводов, продукты в магазин, оборудование для эвакуации.
В ноябре 1941 года начались перерывы в движении из-за перебоев в подаче электроэнергии, а в декабре регулярное трамвайное движение в Ленинграде прекратилось. Последние трамваи замерли на заснеженных путях 3 января 1942 года из-за отключения напряжения. 52 поезда так и остались на улицах на всю зиму.
3,5 месяца в суровых блокадных условиях жители Ленинграда отправлялись на работу пешком. В городе прикладывали все усилия к возвращению движения трамваев, при том что на тот момент в Трамвайно-троллейбусном управлении работали одни женщины. Им пришлось восстановить примерно 150 километров контактной сети — почти половину сети города. 8 марта 1942 года на линию вернулись грузовые трамваи, которые помогли очистить город от нечистот. 15 апреля трамваи по пяти маршрутам вновь приняли пассажиров.
В течение года после освобождения Ленинграда от блокады 27 января 1944 года население увеличилось на 372 000 человек и составило более 930 000 жителей. Поэтому у города вновь появилась потребность в регулярном трамвайном движении, и к 1 января 1945 года в Ленинграде насчитывалось уже 20 маршрутов.
После войны принялись активно восстанавливать трамвайные вагоны, разрабатывать новые модели ЛМ-47 и ЛМ-49 — они получили название «Слоны» за немалый вес, округлые формы и раскраску цвета слоновой кости.
Несмотря на то, что в середине ХХ века в мире рельсовый транспорт стали заменять безрельсовым, в Ленинграде продолжили развивать трамвайное движение. Старые линии заменили новыми, и в 1950-е годы в городе насчитывалось 39 маршрутов. В 80-е годы появляются подвозочные маршруты к новым станциям метро.
С 1958 года на улицы выходят трамваи «Стиляги» (ЛМ-57) с мягкими сидениями и отоплением. Такие вагоны работали как одиночные, из-за чего сократились интервалы движения и появились пробки на перекрёстках. Выходом стали остановки, где разрешалась посадка и высадка одновременно для двух одиночных вагонов.
В «Стилягах» впервые появилась радиотрансляция для дальнейшего отказа от кондукторов. В трамваях устанавливаются кассы с билетами, чтобы пассажир самостоятельно опустил в кассу монету и оторвал билет. Это соответствовало идее светлого коммунистического будущего, где лучшим контролёром является совесть, а сообщить о неуплате проезда могут твои попутчики. Последний кондуктор Ленинграда ушёл в рейс в 1970 году.
Теперь за оплатой проезда наблюдают водители. В последнее десятилетие существования СССР кассы заменяют на компостеры, а пассажиры заранее приобретают специальные проездные талоны и оплачивают проезд ими.
К 1970-м годам в городе отказываются от двухосных трамваев и «Американок» и вводят модели «Аквариум» (ЛМ-68) с частично стеклянной крышей и «Машка» (ЛМ-68М). В начале 90-х выпускаются сочленённые вагоны ЛВС-86, которые и сейчас после модернизации составляют большую часть трамвайного парка Петербурга.
Первы грузовые трамвайные перевозки в Петрограде осуществлялись ещё до до Великой Октябрьской революции, когда грузовые трамвайные платформы прицепляли к обычным пассажирским вагонам. В это же время создали почтовый трамвай, который курсировал от Главного почтамта к городским вокзалам. К 20-м годам несколько пассажирских вагонов переделали в грузовые и доставляли на них грузы на заводы.
Потребность в таком транспорте росла: в 1939 году во время Советско-финской войны часть грузов между вокзалами перевозили маневровым паровозом на небольших платформах прямо по трамвайным путям.
В 1940 году приняли решение построить ещё 20 грузовых трамвайных вагонов, до начала блокады их активно использовали для эвакуации предприятий. Именно так эвакуировали эрмитажные коллекции. В годы блокады, как мы писали выше, грузовой трамвай очищал город от нечистот и не давал развиваться эпидемии.
После войны грузовые трамваи продолжили функционировать, однако парк обновлялся нерегулярно, использовались довоенные вагоны. В 1990-е спрос на грузовые трамвайные перевозки стал падать, и в 1997 году их отменили. Последним предприятием, которое пользовалось грузовыми трамваями, стал завод «Севкабель».
В фильме «Брат» (1997) можно увидеть так называемый «дырявый» трамвай. Это грузовой моторный усиленный трамвай, который использовался как грузовик для ремонта путей и сломавшихся трамваев в пути.
Сейчас единственный сохранившийся трамвай такого типа под номером Г-67 можно увидеть в Музее городского электрического транспорта Санкт-Петербурга. Иногда он выходит на улицы с фотовыставкой.
Сейчас по улицам города по маршруту Т1 «Первый туристический» курсирует реплика вагона «Американки».
Купить билет на ретротрамвай можно на сайте.
У нас есть лекция от специалиста Музея электрического транспорта Александры Филяковой о том, как развивался петербургский транспорт, как его появление повлияло на жизнь горожан и историю города.
Приятного путешествия!
Источник: Музей городского электрического транспорта.
Оставьте комментарий