Новости

Масленица в дореволюционном Петербурге

Балаганы, ледяные горки и снежные крепости

Из всех праздников Масленица отличалась наибольшим размахом. В Петербурге для увеселений отдавали Адмиралтейскую площадь (сейчас здесь Александровский сад), Царицын луг (Марсово поле) и площадку на льду Невы близ Зимнего дворца. Здесь сооружали высокие горы, с которых народ съезжал на санях. А самые лихие и смелые скатывались на рогожах.

Дж. О. Аткинсон «Ледяные горы». 1804 год

Павел Свиньин, редактор журнала «Отечественные записки»:

«Нельзя ни с чем сравнить удовольствия, когда видишь себя перелетающим в одно мгновение ока 40 или 50 саженей — это кажется очарованием!».

Рядом с горками устанавливали качели и карусели, балаганы, где разыгрывались весёлые представления. Выступали жонглёры и акробаты, канатоходцы, эквилибристы, дрессировщики животных. Неизменной любовью пользовался номер с медведями, которые пили чай из самовара и танцевали. Демонстрировались настоящие и фальшивые редкости, приводившие толпу в восторг. Писатель Павел Вистенгоф вспоминал:

«Тут вы видите и непромокаемых, и несгораемых; там один принимает яды, а в другого стреляют из десяти ружей и он невредим; в одном балагане штукарь показывает дьявольское наваждение на верёвке, а в другом дают театральное представление собаки и зайцы».
С. Судейкин «Масленичный Петрушка». 1910-е годы
Фото: artchive.ru
Чёртово колесо в Петербурге
Фото: russiainphoto.ru
Балаган. 1898 год
Фото: russiainphoto.ru

Достойное место в списке развлечений занимало взятие снежной крепости. Это было очень зрелищное событие. В центре ледяного городка устраивали прорубь. Атакующие штурмовали верхом на конях, а защитники забрасывали их снежками и отбивались мётлами. Победитель, который первым врывался в снежный замок, окунался в прорубь.

Фото: rusmuseumvrm.ru
В. Суриков «Взятие снежного городка». 1891 год

Другим любимым занятием было катание на лошадях. К праздничной неделе все украшали сани цветами, лентами и бубенцами. Если своих санок не было, то брали извозчика. По городу часто ездили вереницей, друг за другом.

Пир на весь мир

Традиционным масленичным угощением были блины. Их пекли дома, заказывали в ресторанах и трактирах, покупали у уличных торговцев. И никому это блюдо не надоедало. В рассказе Антона Чехова «Глупый француз» время действия не указано, но наверняка это была Масленица. Французский клоун зашёл в трактир позавтракать и изумлялся аппетиту русских.

«Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся. Половые, толкаясь и налетая друг на друга, носили целые горы блинов... За столами сидели люди и поедали горы блинов, сёмгу, икру... с таким же аппетитом и бесстрашием, как и благообразный господин. „О страна чудес! — думал Пуркуа, выходя из ресторана. — Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О страна, чудная страна!“».
Фото: artchive.ru
А. Бенуа «Масленица». Начало XX века

Праздничным гулякам продавали сбитень — горячий напиток из мёда, трав и пряностей. Помимо этого предлагали полакомиться конфетами, орехами, пряниками, клюквой в сахаре и сухофруктами.

Царская Масленица

Светская публика в народных увеселениях не участвовала, максимум — подъезжала посмотреть, не выходя из саней. У благородий были свои развлечения. Всю неделю устраивались балы и маскарады, начало которым положил ещё Пётр Первый. Были у русских правителей и свои праздничные традиции.

К примеру, Елизавета Петровна была большой охотницей до блинов. По свидетельствам современников, она съедала по две дюжины за раз.

Анна Иоанновна славилась любовью к размаху. Самым знаменитым действом её правления стала свадьба шутов, приуроченная к Масленице.

Фото: artchive.ru
П. Филонов «Масленица». 1914 год

Екатерина Вторая допускала больше вольностей при дворе. Она завела обычай кататься на маленьких санках, в которых помещались два человека — кавалер и дама, доставшаяся ему по жребию. Несколько таких санок привязывались к большим, запряжённым лошадьми. При каждом повороте ненадёжный транспорт опрокидывался, что очень веселило и пары, и наблюдателей.

Закат традиций

Пока масленичные гуляния проводились в центре столицы, они пользовались огромной популярностью. Но в 1898 году вышел указ об их переносе на Преображенский и Семёновский плацы.

С каждым годом публики становилось всё меньше, и организаторы даже писали в городскую управу письмо о кризисе народной культуры. Когда главным устроителем праздника стало Общество попечительства о народной трезвости, он и вовсе сошёл на нет.
Фото: t.me
Афиша Масленицы в гостинице «Астория». 1913 год

Массовые гуляния перестали проводить накануне Первой мировой войны. Как сетовали репортёры журнала «Огонёк» за 1913 год:

«Блины — и те вышли из пределов сырной недели и поедаются по ресторанам всю зиму…».

Ещё больше интересных текстов об истории Петербурга ищите в специальном разделе.

Оставьте комментарий
Рекомендации