Вообще история со Шрёдерами в Петербурге довольно запутанная, и специалисты до сих пор в ней как следует не разобрались. Дело в том, что под этой фамилией в XIX веке работали несколько фортепианных мастеров, которые, по всей видимости, не имели родственных связей. Более того, они ещё и конкурировали.
Андреас Христиан Шрёдер открыл мастерскую на большой Литейной улице в 1820 году.
Сохранилась вырезка из его объявления в газете «Санкт-Петербургские ведомости» с уведомлением о том, что он
«уже имеет для продажи готовые инструменты своей работы, как то: флигель-фортепианы, о 6½ октавах с Бродтвортскою механикою, также различнаго сорта фортепианы и с английскою механикою, о 6 и 6½ октавах, со многими переменами украшенныя настоящею бронзою…».
В той же газете и в том же году опубликовал объявление Карл Рейнгольд Шрёдер, напоминая о том, что он живёт на Малой Садовой улице, «где можно получать флигель и обыкновенныя фортепианы». Флигелем называли струнно-клавишный инструмент формы птичьего крыла.
Некоторое время спустя вышло третье объявление:
«Я нижеподписавшийся сим извещаю почтенную публику, что я всё ещё как и прежде живу в большой Мещанской улице, в доме Г. Фребелиуса, под № 160, и делаю флигель фортепианы и фортепианы новейшаго вкуса. Покорнейше прошу не смешивать моего адреса с объявлением, напечатанным в № 1, 2, 3 Санктпетербургских Ведомостей».
Автором этой заметки был Иоганн Фридрих Шрёдер. И именно его мастерская впоследствии переросла в большую фабрику.
Иоганн Фридрих Шрёдер родился в немецком городе Штральзунд и изучал столярное дело. В 1806 году 21-летний Шрёдер уехал сначала в Ригу, а позже — в Санкт-Петербург, где стал помощником фортепианного мастера. В 1816-м на Большой Мещанской (теперь Казанской) улице он открыл собственную небольшую мастерскую, и слава пришла к нему моментально: инструменты были отменного качества. Фортепиано, маркированные именем J. F. Schroder, стали так популярны, что немцу уже не хватало мастерской: в 1836 году он построил на углу Вознесенского проспекта и нынешней Казанской улицы фабрику и магазин.
Что интересно, мастер следовал английской традиции изготовления инструментов (была ещё австро-немецкая) и при этом смело дополнял её новаторскими штучками — например, расширял диапазон октав и применял рояльный механизм. Это влияло на качество и громкость звука, так что пианисты, которые музицировали дома, играли столь же раскатисто, как и на концертном рояле. Жаловались ли тогда соседи на шум, история умалчивает.
Первую награду фортепиано Шрёдера получили в 1939 году на Всероссийской мануфактурной выставке. К слову, другие Шрёдеры тоже участвовали в ней в разные годы, и их тоже награждали. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что все эти однофамильцы некоторым образом внесли вклад в создание статуса Петербурга как культурной столицы.
За 36 лет работы фабрики Иоганн Фридрих Шрёдер выпустил не меньше 3000 фортепиано. В 1952 году он умер, передав дело сыну Карлу Михаэлю, неутомимому энтузиасту и талантливому мастеру. Забегая вперёд, стоит сказать, что именно благодаря ему о фортепианной фабрике из Петербурга заговорили во всём мире.
Карл Шрёдер пристально изучал, что нового делают заграничные коллеги по цеху и тут же использовал эти методы у себя. В 1862 году он первым в России стал использовать чугунные рамы для роялей, пробовать цельногнутую американскую конструкцию, усовершенствовал тембр верхнего регистра и многое другое. Шрёдер первым в Европе показал дизайн роялей с ножками, в которых скрыты ролики. Об ошеломляющем успехе мастера узнала императрица Мария Александровна, и с той поры во все женские учебные заведения поставляли только фортепиано Шрёдера.
Мастер не стеснялся приглашать на работу лучших специалистов из других стран, а своих сыновей — Карла и Иоганна — отправил обучаться производству фортепиано за границу.
В 1874-м (а к тому времени инструменты Шрёдера превосходили фортепиано прочих мастеров) Карл построил крупную фабрику на Петроградской стороне. Он снова проявил себя новатором, первым применив паровые машины для производства инструментов. На новой фабрике все фортепиано начали нумеровать и маркировать надписью C. M. Schröder.
В 1878 году огромный пожар уничтожил фабрику, а с ней — не меньше 500 готовых и ещё недоделанных роялей. Событие могло сломить кого угодно, но только не Карла Шрёдера: он вновь построил фабрику, которая ничем не уступала сгоревшей. Более того, её стали именовать Первой Российской фортепианной паровой фабрикой «К. М. Шрёдер». Ежегодно здесь производили до 550 роялей и пианино разной конструкции.
Инструменты вызвали восторг и на Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1885 году. Кроме того, мастер получил право помимо фамильного герба использовать государственный.
На пересечении Невского проспекта и Садовой улицы Шрёдер открыл огромный (самый крупный в Европе!) роскошный магазин с концертным залом, где играли лучшие пианисты и мировые знаменитости.
Вот что об этом писал журнал «Нувеллист»:
«Весь петербургский музыкальный мир присутствовал при освящении нового помещения магазинов славной фортепианной фабрики «К. М. Шрёдер». Магазины фабрики переведены с Казанской улицы на Невский проспект в собственный дом, где г. Шрёдер устроил великолепное помещение с большим концертным залом. Из светил музыкального мира присутствовал А. Г. Рубинштейн. После освящения и многолетия, исполненного большим хором певчих, К. И. Шрёдеру поднесли адрес, подписанный профессорами Петербургской консерватории и лучшими петербургскими артистами, в котором констатируется огромный прогресс деятельности фабрики г. Шрёдера за последние годы...».
Только тяжёлая болезнь остановила неутомимого Карла. В 1889-м он скончался.
Теперь главными по роялям были сыновья Шрёдера. Карлу Карловичу достался по наследству талант деда и отца: на фабрике продолжали создавать инструменты, которые получали значимые международные награды. Позже он купит фабрику роялей «Я. Беккер», и при его брате Иоганне Карловиче качество новых инструментов снизится, но всё же их по-прежнему будут ценить: сильны традиции. Производство росло вплоть до Первой мировой войны: 1200 инструментов ежегодно выпускала фабрика «К. М. Шрёдер», а для этого на ней работали более 300 человек, два десятка станков, мощные паровые машины, кузница, столярный цех…
Начало конца прекрасной эпохи пришлось на войну: братьев вынудили сократить производство из-за большого количества военных заказов. В 1918 году фабрику национализировали, Шрёдерам не дали работать, и они уехали из страны. Известно, что за границей мастера пытались возобновить дело, но по каким-то причинам у них ничего не получилось, и похоронили их абсолютными бедняками.
В 1926 году фабрике в Петербурге присвоили имя завода музыкальных инструментов имени Луначарского.
Фортепиано с маркой C. M. Schröder раскиданы по всему миру. Сколько их точно осталось в Петербурге, посчитать сложно. Много инструментов можно найти на онлайн-сервисах по купле-продаже, один — в нерабочем состоянии — стоит в качестве реквизита в фотостудии. Рояль под номером 6701, которым владел композитор Александр Бородин, находится в Российском государственном институте сценических искусств (бывший Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии).
Ещё один рояль хранится в Зимнем дворце: это был красивейший подарок последнего российского императора Николая II супруге.
Оставьте комментарий